Светлана Горохина в Москве отпросилась с работы на два часа, чтобы сходить в банк. Две недели назад, в тот день, когда обвалилась российская валюта, она спешно сняла со счета 290 тысяч рублей — около 5200 долларов.
Подобно другим запаниковавшим вкладчикам, она пыталась спасти хотя бы часть своих сбережений, переведя их в доллары — или в товары длительного пользования, например, ювелирные изделия, автомобили, бытовую технику и мебель.
Но на этот раз они хотела положить какую-то часть денег обратно в банк. «Я купила стиральную машину «Bosch» и все, что нужно к Новому году, — говорит эта 42-летняя москвичка. — Нет смысла держать все эти наличные деньги дома, если в банке я могу получить хорошие проценты».
Решение Горохиной – это лишь один небольшой знак того, что российским властям удалось восстановить какую-то видимость спокойствия государственной банковской системы спустя две недели после «черного вторника», когда в результате массового изъятия денег со счетов возникли опасения, что начался настоящий «набег на банки».
Москва успешно справилась с проблемой, предприняв целый ряд жестких мер – таких, как требование к крупнейшим государственным экспортерам продавать валютную выручку за рубли, а также своевременность предпринятых шагов. Новогодние праздники, которые продолжатся до 12 января, означают, что многие банки будут закрыты и получат долгожданную передышку.
«К концу декабря мы можем увидеть некоторую стабилизацию вкладов», — говорит старший аналитик международного рейтингового агентства Moody’s Ольга Ульянова.
И все же аналитики уже предупреждают, что такое затишье может оказаться кратковременным. Одним из предзнаменований, не предвещающих ничего хорошего, стало то, что в этом месяце банк «Траст» — кредитная организация среднего размера — стал первой жертвой кризиса, оказавшись на грани банкротства в результате «набега» вкладчиков — физических лиц. Власти отреагировали очень быстро, предоставив для оздоровления банка 127 миллиардов рублей и выбрав для спасения банка инвестора, которым стал один из крупнейших частных банков ФК «Открытие».
«Как правило, мелкие и средние банки являются самыми уязвимыми, и они очень чувствительны к подобным событиям. Риск для всей банковской системы сохранится, по крайней мере, в течение первого квартала 2015 года, — говорит заместитель директора направления «Рейтинги финансовых институтов» аналитической компании Standard & Poor’s. — В ближайшие год-полтора российские банки могут столкнуться с еще более серьезными и менее предсказуемыми операционными условиями, чем мы предполагали раньше».
Для банков, которые все еще приходят в себя после «черного вторника» и его последствий, это не самый приятный прогноз. Как утверждает главный экономист московского отделения ИК «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин, только за 18 и 19 декабря количество наличных денег, изъятых с депозитов, составило 700 миллиардов рублей, что в несколько раз больше среднесезонных показателей. По данным Moody’s, за ту неделю было изъято почти 3% от общего количества депозитов физических лиц.
За период с начала 2014 года рубль обесценился на 42%. И, тем не менее, он отыграл большую часть потерь, понесенных в тот катастрофический день. Для стабилизации банковской системы экспортерам были предоставлены кредиты. Изменение в законодательстве, позволившее вдвое увеличить размер страховых выплат по банковским вкладам до 1,4 миллиона рублей, также позволило остановить отток денежных вкладов.
А пока Центробанк предпринял меры для сглаживания неблагоприятной ситуации: он ввел для банков временный мораторий на переоценку ценных бумаг и валютных активов на основе котировок и разрешил им не учитывать убытки от переоценки портфелей ценных бумаг, связанные с обесцениванием рубля.
Но, несмотря на эти меры, ситуация вскоре может ухудшиться. В результате падения цен на нефть и под воздействием западных санкций рост российской экономики сократился в ноябре на 0,5%, и ожидается, что в первом квартале 2015 года вся экономика будет охвачена рецессией.
В связи с резким повышением ключевой ставки до заоблачных 17%, которое Центробанк предпринял в этом месяце, чтобы остановить обвал рубля, многие компании будут остро ощущать нехватку наличности. «Мы уже наблюдаем множество случаев просрочки платежей по кредитам, но в январе начнутся и банкротства, и невозвраты кредитов», — комментирует риск-менеджер одного из зарубежных банков Москвы.
По прогнозу «Ренессанс Капитал», ожидается дальнейшее ускорение роста инфляции, которая уже достигла более 10%, «до уровня от 11 до 14%». «Это те процессы, которые заставляют людей совершать неразумные поступки, например, снимать с депозитов все сбережения, поэтому нам следует очень внимательно следить за новыми проявлениями паники в случае, если произойдет новый скачок инфляции», — говорит служащий оного из небольших российских банков.
Даже до декабрьского обвала рубля привлечение финансовых средств уже было затратным для российских банков — главным образом, из-за того, что в рамках западных санкций они были отрезаны от зарубежных финансовых рынков. По прогнозу S&P, стоимость фондирования для российских банков, вероятно, достигнет пиковых значений, которые в последний раз наблюдались во время последнего финансового кризиса 2009 года.
Для Светланы Горохиной это означает, что успокаиваться еще не время. Он положила на банковский счет всего 20 тысяч рублей сроком на один месяц, после чего сумма на счете вырастет на 10,55%. Если бы она оформила вклад сроком на один год, то процентная ставка составила бы 18%, но это показалось ей слишком рискованным.