Санта Клаус занимает довольно странное место в христианской вере. С одной стороны, только дети искренне верят в то, что он на самом деле существует, с другой — ему уделяют гораздо больше внимания, чем другим сверхъестественным существам, таким как ангелы или сатана.
Считается ли Санта Клаус божеством в христианской религии? (С антропологической точки зрения, множество разных сверхъестественных существ можно назвать «божествами».) Христиане, скорее всего, скажут, что нет, отчасти потому что христианство именует себя монотеистической религией. Я говорю «именует», потому что с некоторых ракурсов оно выглядит весьма политеистическим. К примеру, хотя множество христиан верят в единого Бога, есть также и такие христиане, которые верят в ангелов, святых, демонов и даже призраков — не говоря уже о непостижимом характере Святой Троицы.
Санту можно было бы назвать сверхъестественным существом, если бы люди в него верили, однако мало кто старше семи с половиной лет по-настоящему верит в его существование. Между тем природа мифа о Санта Клаусе имеет много общего с мифами о божествах во многих религиях.
Самое очевидное сходство заключается в том, что Санте приписывается магическая сила — за очень короткое время он может облететь весь мир и заглянуть в бесчисленное множество домов. Кроме того, ему помогают другие сверхъестественные существа, в том числе эльфы и летающие олени. Как и в случае с другими божествами, мы легко можем объяснить, почему мы его никогда не видели: он приходит ночью, когда все крепко спят (хотя Санты из больших универмагов в этом смысле являются весьма интересным исключением).
Однако самым любопытным сходством с другими божествами является то, что Санта имеет особый доступ к знаниям о моральном поведении людей. В психологии это называется стратегическими знаниями. Считается, что даже всеведущие боги обращают гораздо больше внимание на моральное поведение людей, чем, к примеру, на то, сколько собачьего корма съедает ваша собака за неделю. Как в случае со многими другими божествами, которым доступны стратегические знания, с Сантой связана масса специфических ритуалов. Среди них можно назвать развешивание носков и даже своеобразные жертвоприношения в виде оставленных на ночь печенья и молока. Божества, обладающие стратегическими знаниями, также склонны его так или иначе использовать — либо вознаграждать людей, либо наказывать. И в мифе о Санте этот компонент также присутствует: Санта приносит детям, которые в него верят, заслуженные подарки — послушным детям достаются игрушки, а непослушным — угольки.
Стратегические знания — это та информация, о которой люди часто сплетничают. Некоторые исследователи выдвигают теорию о том, что сплетни и религия — это способы заставить людей вести себя хорошо по отношению друг к другу. Многие взрослые поддерживают у своих детей веру в Санту, отчасти чтобы у тех был стимул вести себя хорошо. Подобным же образом, по мнению таких психологов, как Джесси Беринг (Jesse Bering) и Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt), религия возникла, чтобы заставить людей не обманывать друг друга, когда их не видят ближние.
Однако тот факт, что культа Санта Клауса не существует, как не существует и многочисленного сообщества людей, по-настоящему верящих в него, лишает его права называться истинным божеством, как считает Джастин Барретт (Justin L. Barrett), занимающийся изучением когнитивной психологии религии.
Между тем, хотя Санта и не бог, он все же очень на него похож:
He sees you when you’re sleeping. He knows when you’re awake.
He knows if you’ve been bad or good so be good for goodness’ sake.
(Он смотрит на тебя, когда ты спишь. Он знает, когда ты просыпаешься.
Он знает, хорошо ты себя вел или плохо, поэтому, ради всего святого, веди себя хорошо.)