Какие события 2014 года американские политологи считают наиважнейшими? По каким-то позициям рейтинг-листы американских экспертов совпадают со списками, составленными их коллегами-россиянами, по каким-то они расходятся. Едины ли американцы и россияне, скажем, в оценке важности того, что произошло на Украине?
Если посмотреть на рейтинг-лист Джорджа Фридмана, директора исследовательского центра Stratfor, отражающего настроения заметной части политического истеблишмента США, то Украина, безусловно, в нем фигурирует, но не на первом месте. Верхняя же строчка списка принадлежит событию, которое должно было произойти, но не произошло: Европа в 2014 г. не продвинулась в разрешении наболевших экономических, политических и социальных проблем.
«Что такое Европа? Какие у членов ЕС есть обязательства в отношении друг друга помимо обязательств перед своими собственными гражданами? И в какой мере сильные игроки в ЕС вправе диктовать свою волю игрокам слабым? Эти институциональные проблемы намного важнее текущих банковских или бюджетных неурядиц. И то, что Евросоюз нисколько не приблизился к решению этих проблем, есть событие 2014 г. весомее всех прочих по силе воздействия на мировую политику. Ибо Европа, несмотря на относительный откат, остается экономической зоной с крупнейшим в мире объемом производства. А также центром всемирной торговли, науки и культуры. Усугубляющееся разделение стран ЕС на успешные — Германия и Австрия, и те, что отстают, но не желают принимать экономические рецепты лидеров, — Греция, Испания, Португалия (страны с высокой трудовой занятостью и страны с огромной безработицей), ставит под сомнение само выживание организации в ее нынешнем виде. В целом ряде государств Союза набирают мощь партии, выступающие против всякой европейской интеграции. Чтобы не допустить их прихода к власти, участникам придется пересмотреть границы зон ответственности национально-суверенных и коллективных механизмов принятия решений в Европейском союзе. Перечерчивание границ, пусть не фактических, а только институциональных, в таком важном регионе, как Европа, будет иметь резонанс во всем мире. Фридман, однако, не уверен, что эта проблема вообще имеет решение. Это вполне может быть не временный кризис, а неизбывная новая реальность. Чем и объясняются отчасти бесконечные саммиты ЕС, пытающиеся устранить лишь второстепенные проблемы, неумолимо порождаемые укорененными проблемами фундаментального свойства".
«Саммиты — это главный товар, производимый сегодня ЕС», — иронизирует аналитик. Еще года два назад Фридман и другие сотрудники его центра писали, что Россия видит те же центробежные тенденции в Евросоюзе и НАТО. Так как эти долгосрочные тренды ее удовлетворяют, она не будет делать никаких резких телодвижений, дабы не раскачивать лодку, а позволит ей дать еще большую трещину и благополучно утонуть. А сама тем временем озаботится поиском новых рынков сбыта своего сырья и удачным размещением получаемых от него доходов. Сегодня Фридман не вспоминает тот прогноз, а просто сводит войну на Украине и экономико-дипломатические пертурбации, переживаемые Россией, в единый кризис и заносит его во вторую строку своего реестра важнейших событий 2014 года.
«Некоторые страны ЕС индифферентны к происходящему на Украине, но это не значит, что конфликт в этом регионе быстро затихнет и не приведет к столкновениям Европы и ее заокеанских союзников с Россией. Подобные столкновения самого разного масштаба многократно имели место в прошлом и нередко оборачивались перекройкой границ на Европейском полуострове. Так что такой сценарий мы игнорировать не вправе. С другой стороны, хотя Россия, несомненно, — важная региональная держава, не понятно, хватит ли у нее запала на длительную конфронтацию с Западом. Ведь те же внутренние факторы, которые привели к распаду СССР, обременяют Российскую Федерацию. Плюс падение цен на нефть, волатильность рубля, внешние санкции, порождающие сбои в российской экономике. Тем не менее, мы предсказываем, что между нынешним стартом "мини холодной войны" и зримым увяданием России пройдет не менее пяти лет. В обозримой перспективе мы не ожидаем обрушения России или перерастания украинского кризиса в полнокровную войну. Не только в силу слабости России, но и потому, что считаем явным преувеличением разговоры о том, будто события в Крыму и на Украине вдохнули новую жизнь в НАТО, так что у ее участников теперь якобы появились стимулы начать стремительно перевооружаться, как было в эпоху противостояния СССР. И направить большое количество боевой техники и живой силы в прифронтовые с Россией государства».
Как возможен раскол Евросоюза, так и НАТО, судя по событиям 2014 года, может распасться на тех, кто желает противостоять России, и тех, кто этого делать не хочет, отмечает Джордж Фридман. Разобщенность европейских структур дублирует отсутствие согласования политики ведущих центров мировой экономики — Европы, Китая, США, Японии. Это то, что эксперт называет «десинхронизацией глобальной экономики» и отводит ей третье место в своем списке. Экономика Европы в целом будет в лучшем случае расти медленно, на фоне рецессии или даже депрессии отдельных ее регионов; Китай с 2008 г. не в состоянии восстановить былые темпы роста; Америку, похоже, ждет новый экономический спурт; Япония пребывает в глубоком спаде. В то же время 2014 год опроверг или, по крайней мере, отложил реализацию прогноза относительно того, что Китай обгонит США и выдвинется в ведущую экономическую державу мира. Или что континентальная Европа с ее социальной моделью экономики докажет свое превосходство над англосаксонской «рыночной» моделью развития; или же что нелады с экономикой Японии обернутся массовыми дефолтами ее предприятий и банков.
На четвертое место в рейтинг-листе событий 2014 г. директор Stratfor ставит дезинтеграцию системы Сайкса-Пико. Английский и французский дипломаты Марк Сайкс и Франсуа Жорж-Пико в 1916 г. разработали соглашение, перелицевавшее карту Средиземноморья и Ирана и создавшее на обломках Османской империи Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак. Среди прочих. Появление организации «Исламское государство» ускорило процесс разрушения созданного век назад порядка, начавшийся с Ливана еще 30-40 лет назад. Но не определило его. Центральная власть крушится под напором различных сепаратистских движений, идеологических и военных. Будь положение на мировом рынке нефти сегодня таким же, как в 1973 г., Фридман поставил бы слом системы Сайкса-Пико на место более высокое, чем четвертое. Кто способен остановить дробление региона? Исторически это могла сделать только Турция. Однако ушедший год не содержит никаких указаний на то, что Турция уже сейчас способна играть эту роль.
«Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам». Эту цитату из «Гамлета» Джордж Фридман предпослал событию, замыкающему список знаковых вещей, происшедших в 2014 году: рождение двух внуков. «В водовороте геополитики сей факт незаметен, но даже аналитики не живут только в мире макроявлений. Древо жизни разрастается новыми ветвями непроизвольно, невзирая на массовые катаклизмы и страдания. Я желаю вам счастливого Нового года, и пусть Господь наполнит вашу жизнь миром и радостью. Как бы ни сотрясали ее могучие силы истории».