О том, что в конце января 2015 года будет 70-я годовщина освобождения концентрационного лагеря Освенцим, конечно же, было известно давно. И также заранее планировались масштабные торжества в память об этом событии.
Мы узнали, что их организует Европейский еврейский конгресс вместе с Европейским парламентом, при этом чешской частью занимается Федерация еврейских общин ЧР.
О какого рода чешском участии идет речь? Речь о лагере Терезин. Но почему о нем, если отмечается годовщина освобождения Освенцима, который находится на территории современной Польши?
В прошлом месяце все объяснил секретарь Федерации еврейских общин ЧР Томаш Краус. Если вкратце, то поскольку, вероятно, это последняя возможность для столь крупной (юбилейной) встречи тех, кто пережил Освенцим, польские организаторы разделили мероприятия на две части: выжившие встретятся непосредственно в Освенциме, а вот «политические» встречи пройдут в Терезине. Здесь для этого есть максимально подходящие условия. Поэтому были приглашены главы государств и правительств, поэтому был приглашен и российский президент. Исторические причины для выбора Терезина и приглашения главу Кремля, конечно, не стоит уточнять.
Но вот на одном моменте необходимо остановиться подробнее — на уместности или неуместности присутствия Путина в контексте российского поведения по отношению к украинскому соседу. Как быть — закрыть ненадолго глаза на агрессию Кремля в адрес Украины или отбросить это притворство и заявить нечто вроде: «А король-то голый!»
Да, это дилемма. Советское участие в победе над немецким национал-социализмом было принципиальным, и, в конце концов, Освенцим освободила Красная армия. Представитель Российской Федерации, государства-преемника СССР, понятно, на подобной акции должен присутствовать. Это первое. Но есть и второе. Что делать, если это государство-преемник сам стал агрессором (изворотливость российских действий в Крыму и Новороссии в том, что это настоящая агрессия, ничего не меняет)?
Пригласить? Не пригласить?
19 декабря по этому вопросу свою однозначную позицию выказали те, у кого на то есть моральное право — руководство Федерации еврейских общин ЧР. На сайте организации было опубликовано официальное заявление. И дилемма тут же была решена: из-за позитивных поступков в прошлом нельзя закрывать глаза на отрицательное поведение в настоящем.