За несколько дней до Нового года по британскому радиоканалу Радио-4 Би-би-си началась трансляция нового 10-часового радиоспектакля по роману Льва Толстого «Война и мир». В работе над ним принимали участие известные британские актеры.
Эта радиопостановка необычна тем, что напоминает слушателям об обстоятельствах жизни самого автора эпопеи, в которой отражены его наблюдения за отношениями в семье и обществе в один из самых драматических периодов русской истории.
Толстой, который родился в 1828 году, а умер в 1910, принадлежал к старинному аристократическому роду, владевшему огромными земельными наделами и имевшему сотни крепостных. Юность и молодость графа Толстого прошли в разгуле и пьянстве.
Великий писатель вспоминает о том, как в течение 10 лет он убивал людей на войне, бросал вызовы на дуэлях, проигрывался в карты, жил за счет крепостных крестьян, распутствовал и обманывал ближних.
Но со временем Толстой отверг эту бездумную жизнь, отказался от аристократических привилегий и выработал свое собственное, весьма радикальное мировоззрение, которое привлекало одних его современников и отталкивало других.
Сейчас, когда по традиции многие из нас дают себе очередное новогоднее обещание жить по-новому, самое время задаться вопросом — а может ли жизненный опыт гения русской литературы стать уроком для тех из нас сегодня, кто хочет изменить свою жизнь?
Урок первый — учись на своих ошибках
Одним из талантов, которыми был наделен Толстой, была его способность усваивать новые впечатления и делать выводы из усвоенного. Страшное кровопролитие, участником которого он стал при осаде Севастополя в ходе Крымской войны, превратило его в пацифиста. В 1857 году, став свидетелем публичной казни в Париже, он решительно обратился против государства и его законов в убеждении, что власть мирская служит только богатым.
«Государство — это заговор, — писал он в те годы другу. — Отныне я никогда более не буду служить правительству». Толстой был близок к анархизму. Он стал одним из первых мыслителей, учивших подвергать сомнению общепринятые догмы и верования.
Урок второй — учитесь сопереживанию
Толстой обладал необычной способностью сопереживать людям, живущим совсем иной жизнью. В 60-е годы после отмены крепостного права, он занялся крестьянским трудом и работал в поле рядом с бывшими крепостными. Для графа и владельца поместий это было радикальным шагом. Толстой утверждал, что предпочитает общество крестьян образованным и состоятельным людям. Он считал, что невозможно взглянуть на мир глазами другого человека, не ощутив его жизнь на собственном опыте.
Урок третий — активное соучастие
В те же годы Толстой стал самым настоящим общественным активистом, стремясь облегчить участь простого народа. После неурожая 1873 года в стране начался массовый голод. Толстой отложил на год работу над романом «Анна Каренина» и занялся организацией пунктов помощи голодающим. «Я не могу оторваться от живых людей и думать о жизни людей воображаемых», — писал он тогда.
Многие его друзья и близкие считали такое поведение ошибкой. В 1891 году, когда в стране снова случился недород и возник голод, Толстой провел два года, помогая собирать средства на провиант и организуя помощь голодающим. Можно ли представить себе современного писателя, который был бы готов отложить на два года работу над очередной книгой ради помощи страждущим?
Урок четвертый — опрощение
После духовного кризиса в конце 1870-х годов Толстой отверг идею государственной религии, в его случае — православия. Он обратился к радикальному евангелизму, в центре которого стояла идея духовного и материального аскетизма. Он отказался от употребления алкоголя, табака и стал вегетарианцем. Он также выступал за создание утопических общин, основанных на обобществлении собственности и труда. Это толстовское движение распространилось во многих странах мира и побудило в 1910 году Махатму Ганди назвать свой первый ашрам в честь Льва Толстого.
Урок пятый — борьба с противоречиями
Это опрощение Толстого не снимало конфликтов и противоречий в его повседневной жизни. Толстой проповедовал всеобщую любовь, но при этом постоянно ссорился с женой. Он так и не сумел до конца отказаться от богатства и привилегий. Почти до самого конца жизни он жил в большом барском доме со слугами.
Но в начале 90-х годов ему удалось, несмотря на сопротивление жены и других близких, отказаться от значительной доли своих авторских прав. Такой отказ от имущественных и социальных привилегий, которые были уделом Толстого с рождения, не может не вызывать наше восхищение.
Урок шестой — готовность к физическому труду
Толстой понял, что достижение равновесия между духовным и физическим началами жизни является ключом к творчеству. Он стал не только пахарем, у стены рядом с его письменным столом стояли коса и пила. На склоне жизни навещавшие его в Ясной Поляне писатели и журналисты часто заставали его за шитьем сапогов. Если бы Толстой жил в наши дни, он без сомнения выступил бы за то, чтобы мы отложили в сторону мобильные телефоны и компьютеры, и взялись бы за полезное дело.
Урок седьмой — выход за привычные классовые рамки
Самым важным для нас уроком Толстого является его опыт по преодолению привычных оков классовых предрассудков и погружение в мир людей, которые живут и мыслят совершенно иначе. В романе «Воскресение» он отмечает, что большая часть людей — будь это чиновники, купцы или воры — инстинктивно окружают себя себе подобными, людьми, разделяющими их взгляды на жизнь и на свое место в ней.
В рамках своего класса легко согласиться с тем, что владение двумя домами — вполне обычное дело, или что однополые браки противоречат природе человека, или что можно оправдать бомбардировки стран Ближнего Востока. Окруженные единомышленниками, мы не в состоянии понять, что такие взгляды могут быть ошибочны и несправедливы. Очень немногие из нас способны преодолевать привычные рамки взглядов и убеждение, воспитанных средой, как это умел делать Толстой.