ИЕРУСАЛИМ — Все началось 15 лет назад с плана расширить исторический музей «Башня Давида». Но дело приняло необычный оборот, когда археологи начали снимать слои грунта под полом в старом заброшенном здании, прилегающем к музею в иерусалимском Старом городе.
Археологи знали, что в этом здании была тюрьма, когда этой частью страны владели турки-османы, и затем во время правления Британии. Но по мере того, как ученые осторожно продвигались вглубь, они обнаружили нечто необычное: предполагаемые развалины дворца, где могла происходить одна из самых известных сцен из Нового Завета — суд над Иисусом.
Сейчас, после нескольких лет раскопок и после перерыва, который последовал в результате войн и нехватки средств, бесценная археологическая находка представлена всеобщему обозрению — теперь здесь проходят экскурсии, организуемые музеем.
Тюрьма «представляет собой большую часть древней мозаики Иерусалима и является весьма необычным артефактом, позволяющим понять историю города», — говорит Амит Реэм (Amit Re’em), иерусалимский археолог, который уже более 10 лет руководит раскопками.
Для Реэма это стало драгоценным кладом, который хранился под зданием на протяжении нескольких веков. Здесь обнаружено многое — и надписи, на стенах древней тюрьмы, сделанные во времена еврейского сопротивления заключенными, боровшимися за создание государства Израиль в 1940-е годы. Были найдены чаны для окраски тканей времен крестоносцев, а также стены фундамента и подземная канализация, которые, видимо, проходили под огромным дворцом, построенным Иродом Великим — эксцентричным царем Иудеи, входившей в состав Римской империи.
Если не считать более 1 миллиона паломников-христиан, ежегодно приезжающих в Иерусалим, это место имеет особое значение, поскольку именно здесь могли происходить важнейшие события в жизни Христа.
«Для тех христиан, которым в исторических фактах нужна точность, эта находка очень убедительна, — говорит специалист по истории христианства и паломничества на Святую Землю Иска Харани (Yisca Harani). — Правда, для других — тех, кто приезжают просто в поисках ярких впечатлений от самого факта пребывания в Иерусалиме — это не важно, если они заканчивают [свою экскурсию] на Голгофе, где был распят Христос».
Сегодня многие приезжающие в Иерусалим паломники проходят по Крестному пути, или Виа Долороза, который начинается там, где по преданию римский прокуратор Понтий Пилат совершил суд над Иисусом и приговорил его к смерти, и заканчивается там, где Христос был распят и погребен.
По словам Харани, с тех пор, как сотни лет назад в Иерусалим стали приезжать паломники, Крестный путь несколько раз менялся в зависимости от того, кто в то время управлял городом, и от того, что считалось важным.
Например, в византийский период Виа Долороза начиналась ближе к тому месту в западной части города, где сейчас расположен музей. Лишь после 13 века начальную точку маршрута перенесли к крепости Антония, где раньше размещались римские военные казармы, а в наши дни находится школа, соседствующая с мечетью аль-Акса и золотой Купол Скалы.
Христианское духовенство, историки и археологи до сих пор спорят о том, в каком месте проходил суд над Иисусом. Вопросы о местоположении вытекают из различного толкования той части Евангелия, в которой описано, как Иисуса из Назарета доставили к Пилату в «преторий» — этим латинским термином обозначалась палатка полководца в лагере римской армии. Некоторые утверждают, что преторий Пилата располагался в военных казармах, а другие считают, что римский наместник, скорее всего, должен был, как почетный гость, остановиться во дворце, построенном Иродом.
Сейчас историки и археологи уверены, что дворец Ирода находился в западной части города, где расположены музей «Башня Давида» и тюрьма времен Османской империи.
Шимон Гибсон, преподающий археологию в университете города Шарлотт, штат Северная Каролина, практически не сомневается, что судилище проходило где-то на территории дворца Ирода. В Евангелии от Иоанна говорится, что суд проходил возле ворот, выходящих на ухабистую булыжную мостовую — эти детали вполне соответствует прежним археологическим находкам возле тюрьмы.
«Конечно же, записи, указывающие на то, что это происходило именно здесь, отсутствуют, но все документы и хроники — археологические, исторические и текст Евангелия — все соответствуют этому месту, и вполне логично, что это здесь», — говорит Гибсон.
Его Преподобие Дэвид Пиледжи (David Pileggi), настоятель англиканской Церкви Христа, в комплекс зданий которой входят гостиница и культурно-исторический центр возле музея, утверждает, что открытие в здании тюрьмы является подтверждением «того, о чем все всегда догадывались, и того, что суд проходил на месте возле «Башни Давида»».
Итак, теперь, когда эти находки представлены не всеобщее обозрение, может ли здание тюрьмы стать новой святой достопримечательностью для христианских паломников или даже поводом для изменения маршрута Крестного хода?
«Не думаю, что это произойдет в ближайшее время, — говорит Пиледжи, — место становится святым после того, как к нему веками приходили люди, молились там, проливали слезы и даже отмечали праздники. Поэтому думаю, что маршрут будет изменен нескоро. Но сама тюрьма дает нам более ясное представление об истории Иерусалима».
Эйлат Либер (Eilat Lieber), директор музея «Башня Давида», названного в честь средневековой крепости, находившейся на этом месте, надеется, что здание тюрьмы, в конечном счете, станет обычным экскурсионным объектом для христиан-паломников. Работники музея уже начали составлять программу вместе с гидами-экскурсоводами, хорошо знающими историю, которые будут объяснять, какую роль играют сохранившиеся развалины стен и старательно вырубленные подземные галереи.
«Мы продолжим работы по созданию экскурсионного объекта на месте тюрьмы для приема посетителей, — говорит Либер. Раньше она отвечала за просветительско-образовательную работу музея, 15 лет назад она хотела расширить музей и создать на его базе учебный центр для детей. И хотя ее мечты пока не осуществились, Либер рада, что благодаря открытию археологов здание тюрьмы с его подземными историческими сокровищами послужит лучшему пониманию истории.
«Это здание подобно слоеному торту, — говорит она, — здесь видны все слои Иерусалима».