Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Самое смертоносное оружие на планете: самые грозные самолеты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Определить пять самых мощных военно-воздушных сил в мире – трудная задача. Очевидно, что в список должны войти крупные, хорошо подготовленные и хорошо оснащенные ВВС. Есть и менее очевидные кандидаты типа России. В этой статье мы будем оценивать ВВС по следующим критериям: размер, влияние и соответствие возложенным на них задачам.
© flickr.com / US Air ForceОпределить пять самых мощных военно-воздушных сил в мире – явно трудная задача. Очевидно, что в список должны войти крупные, хорошо подготовленные и хорошо оснащенные ВВС. Есть и менее очевидные кандидаты типа России. Российские ВВС старее ВВС многих других стран, но их сила в количестве, что естественно для самой большой по территории страны. Кроме того, у России есть план модернизации и ядерное оружие. Их нельзя игнорировать, особенно памятуя о Путине и регулярных появлениях российской авиации вблизи воздушного пространства НАТО и Японии. Китай во многом похож на Россию.

Но после них ситуация становится менее понятной. Становятся очевидными недостатки и слабости. Есть ВВС, которые хорошо оснащены и обучены, но по финансовым причинам слишком малы, чтобы соответствующим образом выполнять свои задачи в масштабах своей страны, и не удовлетворяют требованиям (это вся Европа). Есть также ВВС великолепно оснащенные, но слабо подготовленные (это буквально весь Ближний Восток).

В этой статье мы будем оценивать ВВС по следующим критериям: размер, влияние и соответствие возложенным на них задачам.

На фото: истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II.
Истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II
Определить пять самых мощных военно-воздушных сил в мире – явно трудная задача. Очевидно, что в список должны войти крупные, хорошо подготовленные и хорошо оснащенные ВВС. Есть и менее очевидные кандидаты типа России. Российские ВВС старее ВВС многих других стран, но их сила в количестве, что естественно для самой большой по территории страны. Кроме того, у России есть план модернизации и ядерное оружие. Их нельзя игнорировать, особенно памятуя о Путине и регулярных появлениях российской авиации вблизи воздушного пространства НАТО и Японии. Китай во многом похож на Россию.

Но после них ситуация становится менее понятной. Становятся очевидными недостатки и слабости. Есть ВВС, которые хорошо оснащены и обучены, но по финансовым причинам слишком малы, чтобы соответствующим образом выполнять свои задачи в масштабах своей страны, и не удовлетворяют требованиям (это вся Европа). Есть также ВВС великолепно оснащенные, но слабо подготовленные (это буквально весь Ближний Восток).

В этой статье мы будем оценивать ВВС по следующим критериям: размер, влияние и соответствие возложенным на них задачам.

На фото: истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II.
1 / 12
© East News / 86th Fighter Weapons SquadronСоединенные Штаты Америки

ВВС США

ВВС – ведущий вид вооруженных сил США, они отвечают за выполнение задач в воздухе и космическом пространстве. В их состав включается все: от межконтинентальных баллистических ракет и орбитальных самолетов X-37 до штурмовиков A-10 Thunderbolt, которые называют «убийцами танков». ВВС США управляют космическими полетами в военных целях, занимаются выброской воздушного десанта сухопутных войск и сбрасывают бомбы на боевиков ИГИЛ.

На вооружении ВВС США имеется 5600 самолетов всех типов, включая истребители F-22 Raptor, F-35, F-15 и F-16. ВВС обладают стратегическими бомбардировщиками В-2, В-1 и В-52, а также транспортными машинами C-5, C-17 и C-130. Базы ВВС размещаются как на континентальной части США, так и за рубежом, от Британии до Японии.

На фото: истребитель F-22 «Рэптор».

Истребитель F-22 «Рэптор»
Соединенные Штаты Америки

ВВС США

ВВС – ведущий вид вооруженных сил США, они отвечают за выполнение задач в воздухе и космическом пространстве. В их состав включается все: от межконтинентальных баллистических ракет и орбитальных самолетов X-37 до штурмовиков A-10 Thunderbolt, которые называют «убийцами танков». ВВС США управляют космическими полетами в военных целях, занимаются выброской воздушного десанта сухопутных войск и сбрасывают бомбы на боевиков ИГИЛ.

На вооружении ВВС США имеется 5600 самолетов всех типов, включая истребители F-22 Raptor, F-35, F-15 и F-16. ВВС обладают стратегическими бомбардировщиками В-2, В-1 и В-52, а также транспортными машинами C-5, C-17 и C-130. Базы ВВС размещаются как на континентальной части США, так и за рубежом, от Британии до Японии.

На фото: истребитель F-22 «Рэптор».

2 / 12
© flickr.com / Samuel King JrНа действительной военной службе в составе ВВС находятся примерно 312 000 военнослужащих, в этом американские военно-воздушные силы уступают ВВС Народно-освободительной армии Китая. Однако самолетов у них больше, чем у китайцев.

ВВС США первыми в мире получили на вооружение боевые самолеты-невидимки, первыми стали летать на истребителях пятого поколения, первыми решили сделать всю свою боевую авиацию невидимой. ВВС США намереваются сохранить свои преимущества, закупив 1763 истребителя F-35 и до 100 дальних ударных бомбардировщиков (Long-Range Strike Bombers) в беспилотном и пилотируемом варианте. Беспилотные летательные аппараты обретают все новые характеристики малозаметности и ударные возможности, постепенно их ниша в авиационном парке будет становиться больше.

ВВС США также включают в свой состав одну из трех частей ядерной триады – 450 межконтинентальных баллистических ракет и силы ударных бомбардировщиков.

На фото: истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II.
Истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II
На действительной военной службе в составе ВВС находятся примерно 312 000 военнослужащих, в этом американские военно-воздушные силы уступают ВВС Народно-освободительной армии Китая. Однако самолетов у них больше, чем у китайцев.

ВВС США первыми в мире получили на вооружение боевые самолеты-невидимки, первыми стали летать на истребителях пятого поколения, первыми решили сделать всю свою боевую авиацию невидимой. ВВС США намереваются сохранить свои преимущества, закупив 1763 истребителя F-35 и до 100 дальних ударных бомбардировщиков (Long-Range Strike Bombers) в беспилотном и пилотируемом варианте. Беспилотные летательные аппараты обретают все новые характеристики малозаметности и ударные возможности, постепенно их ниша в авиационном парке будет становиться больше.

ВВС США также включают в свой состав одну из трех частей ядерной триады – 450 межконтинентальных баллистических ракет и силы ударных бомбардировщиков.

На фото: истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II.
3 / 12
© flickr.com / U.S. Pacific FleetВМС США и корпус морской пехоты

ВМС США и корпус морской пехоты достойны отдельного рассказа в силу своих размеров и возможностей, вместе они обладают вторыми в мире ВВС – у них на вооружении находится более 3700 самолетов всех типов. В это число входит 1159 истребителей, 133 штурмовика, 171 патрульный самолет, 247 транспортных самолетов и 1231 вертолет.

Авиация ВМС США отвечает за защиту американского флота и за выполнение задач в воздухе над мировым океаном и морями. Большая часть самолетов ВМС и корпуса морской пехоты базируется на находящихся в море кораблях. Взлетать и садиться на них – сложная и опасная работа, требующая высокого уровня подготовки и большого опыта.

Самые значительные формирования морской авиации США – авиационные крылья, они базируются на 11 атомных авианосцах. Каждое крыло обычно состоит из 60 самолетов, поделенных на три эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet и Super Hornet, одну эскадрилью самолетов раннего обнаружения E-2C Hawkeye, одну эскадрилью самолетов радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler и одну вертолетную эскадрилью.

На фото: Боинг EA-18 «Гроулер».
Боинг EA-18 «Гроулер»
ВМС США и корпус морской пехоты

ВМС США и корпус морской пехоты достойны отдельного рассказа в силу своих размеров и возможностей, вместе они обладают вторыми в мире ВВС – у них на вооружении находится более 3700 самолетов всех типов. В это число входит 1159 истребителей, 133 штурмовика, 171 патрульный самолет, 247 транспортных самолетов и 1231 вертолет.

Авиация ВМС США отвечает за защиту американского флота и за выполнение задач в воздухе над мировым океаном и морями. Большая часть самолетов ВМС и корпуса морской пехоты базируется на находящихся в море кораблях. Взлетать и садиться на них – сложная и опасная работа, требующая высокого уровня подготовки и большого опыта.

Самые значительные формирования морской авиации США – авиационные крылья, они базируются на 11 атомных авианосцах. Каждое крыло обычно состоит из 60 самолетов, поделенных на три эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet и Super Hornet, одну эскадрилью самолетов раннего обнаружения E-2C Hawkeye, одну эскадрилью самолетов радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler и одну вертолетную эскадрилью.

На фото: Боинг EA-18 «Гроулер».
4 / 12
© CC BY-SA 2.0 / Clubber_Lang / Перейти в фотобанкДругие составные элементы морской авиации – вертолеты, базирующиеся на крейсерах, эсминцах и других надводных кораблях ВМС США, морские патрульные самолеты P-3 Orion и P-8 Poseidon, а также разновидности Р-3, выполняющие задачи по радиоэлектронной разведке. Авиация ВМС США также вносит свой вклад в американские стратегические ядерные силы, на вооружении у нее есть самолеты TACAMO (система радиосвязи НАТО, обеспечивающая круглосуточное дежурство в воздухе в любой части земного шара и управление на случай возникновения ядерной войны).

Самолеты корпуса морской пехоты учитываются в общем составе ВМС и базируются на их кораблях, однако в их задачи входят совместные действия авиации и наземных сил морской пехоты, которой они оказывают воздушную поддержку.

На фото: Боинг P-8 «Посейдон».
Патрульный противолодочный самолет Боинг P-8 «Посейдон»
Другие составные элементы морской авиации – вертолеты, базирующиеся на крейсерах, эсминцах и других надводных кораблях ВМС США, морские патрульные самолеты P-3 Orion и P-8 Poseidon, а также разновидности Р-3, выполняющие задачи по радиоэлектронной разведке. Авиация ВМС США также вносит свой вклад в американские стратегические ядерные силы, на вооружении у нее есть самолеты TACAMO (система радиосвязи НАТО, обеспечивающая круглосуточное дежурство в воздухе в любой части земного шара и управление на случай возникновения ядерной войны).

Самолеты корпуса морской пехоты учитываются в общем составе ВМС и базируются на их кораблях, однако в их задачи входят совместные действия авиации и наземных сил морской пехоты, которой они оказывают воздушную поддержку.

На фото: Боинг P-8 «Посейдон».
5 / 12
© РИА Новости Михаил Фомичев / Перейти в фотобанкРоссия

После распада Советского Союза основная часть авиации осталась в руках у нового российского государства, и Россия пользуется этим колоссальным наследством уже несколько десятилетий.

В целом у России 1500 боевых самолетов и 400 военных вертолетов. Но основная часть этой авиации устарела. Она не модернизируется и систематически не обслуживается. В составе ВВС преобладают истребители МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, появившиеся еще до окончания холодной войны.

На фото: истребители МиГ-29.

Истребители выполняют фигуры высшего пилотажа во время празднования 20-летнего юбилея пилотажной группы «Стрижи»
Россия

После распада Советского Союза основная часть авиации осталась в руках у нового российского государства, и Россия пользуется этим колоссальным наследством уже несколько десятилетий.

В целом у России 1500 боевых самолетов и 400 военных вертолетов. Но основная часть этой авиации устарела. Она не модернизируется и систематически не обслуживается. В составе ВВС преобладают истребители МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, появившиеся еще до окончания холодной войны.

На фото: истребители МиГ-29.

6 / 12
© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкСилы межконтинентальных баллистических ракет в состав ВВС не входят, но у российских военно-воздушных сил есть стратегические ядерные бомбардировщики, в том чиле устаревающие Ту-95, Ту-22 и Ту-160.

В ВВС началась, наконец, устойчивая модернизация. Разрабатываются и принимаются на вооружение новые истребители. Один из примеров – Су-35, это новый боевой самолет, в котором сочетается поворотливость и универсальность почтенного Су-27 и новые современные технологии. Этот самолет в ограниченных количествах начал поступать на вооружение.

На фото: реактивный истребитель Су-35.
Реактивный истребитель Су-35 в преддверии открытия МАКС-2009
Силы межконтинентальных баллистических ракет в состав ВВС не входят, но у российских военно-воздушных сил есть стратегические ядерные бомбардировщики, в том чиле устаревающие Ту-95, Ту-22 и Ту-160.

В ВВС началась, наконец, устойчивая модернизация. Разрабатываются и принимаются на вооружение новые истребители. Один из примеров – Су-35, это новый боевой самолет, в котором сочетается поворотливость и универсальность почтенного Су-27 и новые современные технологии. Этот самолет в ограниченных количествах начал поступать на вооружение.

На фото: реактивный истребитель Су-35.
7 / 12
© РИА Новости Павел Лисицын / Перейти в фотобанкРоссийские оборонные предприятия работают над созданием истребителя Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который обещает стать первым в России самолетом пятого поколения. Россия также работает над созданием нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

ВВС России становятся все более заметны на фоне военной истерии, разжигаемой президентом Владимиром Путиным. Российские самолеты часто выполняют полеты вблизи воздушного пространства НАТО, Швеции и Японии. В первую очередь эти полеты служат демонстрацией российской военной мощи.

На фото: истребитель-перехватчик МиГ-31.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
Российские оборонные предприятия работают над созданием истребителя Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который обещает стать первым в России самолетом пятого поколения. Россия также работает над созданием нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

ВВС России становятся все более заметны на фоне военной истерии, разжигаемой президентом Владимиром Путиным. Российские самолеты часто выполняют полеты вблизи воздушного пространства НАТО, Швеции и Японии. В первую очередь эти полеты служат демонстрацией российской военной мощи.

На фото: истребитель-перехватчик МиГ-31.
8 / 12
© East News / Xinhua/Zha ChunmingКитай

Народно-освободительная армия Китая – общее название китайских вооруженных сил. В состав НОАК входят военно-воздушные силы и военно-морская авиация.

В совокупности в составе ВВС и морской авиации находятся 1321 истребитель и штурмовик, 134 тяжелых бомбардировщика и самолета-заправщика и 20 самолетов дальнего радиолокационного обзора. В арсенале Китая также есть 700 боевых вертолетов, в основном средней грузоподъемности.

Такая авиация выглядит внушительно, но, несмотря на увеличение военного бюджета, она в основном состоит из устаревших самолетов. Современных машин в китайских ВВС всего 502. Это вариант российских Су-27 1980-х годов, а также многоцелевой истребитель J-10 местной разработки. Остальные 819 истребителей были созданы в 1970-х годах, а поэтому они не представляют серьезной угрозы иностранным ВВС.

На фото: истребитель J-15 на палубе авианосца «Ляонин».
Истребитель J-15 на палубе авианосца «Ляонин»
Китай

Народно-освободительная армия Китая – общее название китайских вооруженных сил. В состав НОАК входят военно-воздушные силы и военно-морская авиация.

В совокупности в составе ВВС и морской авиации находятся 1321 истребитель и штурмовик, 134 тяжелых бомбардировщика и самолета-заправщика и 20 самолетов дальнего радиолокационного обзора. В арсенале Китая также есть 700 боевых вертолетов, в основном средней грузоподъемности.

Такая авиация выглядит внушительно, но, несмотря на увеличение военного бюджета, она в основном состоит из устаревших самолетов. Современных машин в китайских ВВС всего 502. Это вариант российских Су-27 1980-х годов, а также многоцелевой истребитель J-10 местной разработки. Остальные 819 истребителей были созданы в 1970-х годах, а поэтому они не представляют серьезной угрозы иностранным ВВС.

На фото: истребитель J-15 на палубе авианосца «Ляонин».
9 / 12
© East News / cdsb - Imaginechina/FOTOLINKНо Китай продолжает модернизировать свои ВВС, и авиационная промышленность страны довольно быстро создает новые образцы. Страна одновременно разрабатывает не один, а два истребителя пятого поколения – тяжелый истребитель J-20 и более легкий истребитель-бомбардировщик J-31. Также создается стратегический транспортный самолет Y-20, и ходят слухи, что Китай разрабатывает стратегический бомбардировщик на замену Xian H-6. Как и американские ВВС, Китай создает целую серию беспилотных летательных аппаратов, таких как «Темный меч».

В Китае активно развивается военно-морская авиация. За первым китайским авианосцем «Ляонин» наверняка последуют и другие авианесущие корабли. Правда оценки по их возможностям и количеству очень сильно разнятся. Истребитель J-15, разработанный на основе Су-27, на данный момент остается главным авианосным истребителем Китая. Есть информация о том, что многоцелевой истребитель J-31 будет выполнять задачи, схожие с теми, что возложены на американские палубные F-35С.

На фото: истребитель J-31.
Китайский истребитель J-31 на авиасалоне в Чжухае
Но Китай продолжает модернизировать свои ВВС, и авиационная промышленность страны довольно быстро создает новые образцы. Страна одновременно разрабатывает не один, а два истребителя пятого поколения – тяжелый истребитель J-20 и более легкий истребитель-бомбардировщик J-31. Также создается стратегический транспортный самолет Y-20, и ходят слухи, что Китай разрабатывает стратегический бомбардировщик на замену Xian H-6. Как и американские ВВС, Китай создает целую серию беспилотных летательных аппаратов, таких как «Темный меч».

В Китае активно развивается военно-морская авиация. За первым китайским авианосцем «Ляонин» наверняка последуют и другие авианесущие корабли. Правда оценки по их возможностям и количеству очень сильно разнятся. Истребитель J-15, разработанный на основе Су-27, на данный момент остается главным авианосным истребителем Китая. Есть информация о том, что многоцелевой истребитель J-31 будет выполнять задачи, схожие с теми, что возложены на американские палубные F-35С.

На фото: истребитель J-31.
10 / 12
© East News / AP Photo/Eugene HoshikoЯпония

Воздушные силы самообороны Японии – темная лошадка в этом списке. У Японии есть более 300 многоцелевых сверхманевренных истребителей, которые прекрасно обеспечивают оборону этого островного государства от воздушных, наземных и морских угроз.

Воздушные силы самообороны Японии направлены на выполнение оборонительных задач, что отражает исключительно оборонительную военную политику страны. Прежде всего, это противовоздушная оборона. Япония хорошо помнит, что произошло, когда она в последний раз утратила превосходство в небе над своими территориями.

Японские летчики также учатся отражать возможные наземные атаки и вести противокорабельную борьбу против транспортных судов и флотов противника. Но отработкой наступательных задач, таких как нанесение ударов на большие расстояния, они не занимаются.

Японские пилоты хорошо подготовлены и пользуются уважением у своих иностранных коллег. Они регулярно участвуют в учениях ВВС США Red Flag и поддерживают высокую степень готовности – все чаще поднимают машины в небо по тревоге, когда к японскому воздушному пространству приближаются иностранные самолеты. Только в первой половине 2014 года произошло 533 таких вылета, на перехват российских и китайских самолетов.

Япония покупает у США только самые лучшие истребители. В 1980-е годы она закупила 223 одноместных F-15J и двухместных DJ. На смену им должны были прийти машины F-22 Raptor, однако США разочаровали Японию, когда запретили продавать эти самолеты за рубеж.

На фото: премьер-министр Японии Синдзо Абэ осматривает истребитель F-15J на авиабазе Хякури.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ осматривает истребитель F-15J на авиабазе Хякури
Япония

Воздушные силы самообороны Японии – темная лошадка в этом списке. У Японии есть более 300 многоцелевых сверхманевренных истребителей, которые прекрасно обеспечивают оборону этого островного государства от воздушных, наземных и морских угроз.

Воздушные силы самообороны Японии направлены на выполнение оборонительных задач, что отражает исключительно оборонительную военную политику страны. Прежде всего, это противовоздушная оборона. Япония хорошо помнит, что произошло, когда она в последний раз утратила превосходство в небе над своими территориями.

Японские летчики также учатся отражать возможные наземные атаки и вести противокорабельную борьбу против транспортных судов и флотов противника. Но отработкой наступательных задач, таких как нанесение ударов на большие расстояния, они не занимаются.

Японские пилоты хорошо подготовлены и пользуются уважением у своих иностранных коллег. Они регулярно участвуют в учениях ВВС США Red Flag и поддерживают высокую степень готовности – все чаще поднимают машины в небо по тревоге, когда к японскому воздушному пространству приближаются иностранные самолеты. Только в первой половине 2014 года произошло 533 таких вылета, на перехват российских и китайских самолетов.

Япония покупает у США только самые лучшие истребители. В 1980-е годы она закупила 223 одноместных F-15J и двухместных DJ. На смену им должны были прийти машины F-22 Raptor, однако США разочаровали Японию, когда запретили продавать эти самолеты за рубеж.

На фото: премьер-министр Японии Синдзо Абэ осматривает истребитель F-15J на авиабазе Хякури.
11 / 12
© flickr.com / U.S. Pacific FleetСейчас Япония намерена закупить 42 самолета F-35A. Первые четыре машины она заказала в прошлом месяце. Страна продолжает разработку своего истребителя F-3, который должен прийти на смену F-15. Строительством собственной машины она занимается на тот случай, если в будущем современные американские истребители будут недоступны. Между тем, модернизируются истребители F-15J и F-2, что повышает их возможности по ведению воздушного боя.

Для дальнего радиолокационного обнаружения, а также для обеспечения управления Япония имеет парк машин американского производства. У нее есть четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767 и 13 машин радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye, которые помогают осуществлять перехват самолетов в воздухе, а это требуется все чаще.

Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско; его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним из создателей блога Japan Security Watch. Его страница в Twitter: @KyleMizokami

На фото: Грумман E-2C «Хокай».
Грумман E-2C «Хокай»
Сейчас Япония намерена закупить 42 самолета F-35A. Первые четыре машины она заказала в прошлом месяце. Страна продолжает разработку своего истребителя F-3, который должен прийти на смену F-15. Строительством собственной машины она занимается на тот случай, если в будущем современные американские истребители будут недоступны. Между тем, модернизируются истребители F-15J и F-2, что повышает их возможности по ведению воздушного боя.

Для дальнего радиолокационного обнаружения, а также для обеспечения управления Япония имеет парк машин американского производства. У нее есть четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767 и 13 машин радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye, которые помогают осуществлять перехват самолетов в воздухе, а это требуется все чаще.

Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско; его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним из создателей блога Japan Security Watch. Его страница в Twitter: @KyleMizokami

На фото: Грумман E-2C «Хокай».
12 / 12