Родителям, терпеливо сидевшим на бесконечных музыкальных концертах и рисковавшим своим психическим здоровьем, заставляя детей упражняться на всех этих флейтах, кларнетах и скрипках, больше этого делать не придется. Теперь даже режущие ухо фальшивые ноты могут приносить пользу.
Занятия музыкой не только развивают у детей моторику, но и способствуют их эмоциональному развитию и поведенческому взрослению. К такому выводу пришли ученые, которые недавно провели одно из самых серьезных исследований, пытаясь понять, как игра на музыкальных инструментах влияет на развитие умственной деятельности.
На основе данных, полученных Национальными институтами здравоохранения США в рамках программы по изучению развития мозговой деятельности у здоровых детей с использованием магнитно-резонансной томографии (МРТ), ученые медицинского института Университета штата Вермонт провели исследование. Они проанализировали 232 томограммы здоровых детей в возрасте от шести до 18 лет, обращая особое внимание на развитие мозга у детей, играющих на музыкальных инструментах (вид музыкального инструмента в материалах исследования указан не был).
Профессор Джеймс Худзяк (James Hudziak), который преподает психиатрию в Вермонтском университете и руководит Центром детства, юношества и семьи, рассказывает: «Мы пришли к выводу, что чем больше ребенок играет на инструменте, тем активнее в коре головного мозга формируются такие функции, как концентрация внимания, способности преодолевать чувство страха, волнения и управлять эмоциями».
В процессе роста ребенка и по мере его развития кора головного мозга, то есть внешний слой, становится толще. Ранее профессор Худзяк с коллегами Мэтью Албо (Matthew Albaugh) и Эйлин Криэн (Eileen Crehan) обнаружили, что некоторые участки коры головного мозга могут утолщаться или истончаться под воздействием депрессии, агрессивного состояния или нарушения концентрации внимания. Однако новое исследование ученых, о котором сообщил в минувшем месяце журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, было посвящено другой теме.
«Я хотел изучить те положительные факторы, которые, по нашему мнению, способствуют развитию ребенка, — рассказывает Худзяк. — Меня удивило наличие в коре головного мозга регуляторных участков, управляющих эмоциями. Все мы знаем, что если поднимать гири, постепенно увеличивая нагрузку с 2,5 килограммов до 5 и затем до 7,5 килограммов, то бицепсы станут больше. Точно так же и с мозгом. Не стоит удивляться, что мозг тоже можно тренировать».
Поскольку в проведенном исследовании изучалось состояние мозга только умственно здоровых детей, Худзяк считает, что занятия музыкой окажет весьма существенное положительное влияние и на детей с нарушениями умственного и психического развития.
«И пусть у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Здесь может помочь именно то сильное волнение, которое связано с игрой на инструменте».
В прошлом году, вдохновленный результатами своего исследования, 56-летний Худзяк, который до этого никогда не играл ни на каких инструментах, решил учиться играть на скрипке.
«Я всегда считал, что такие эмоции помогают лечить детей, поэтому глупо не научиться играть самому», — говорит он.
И хотя музыка для него не единственное хобби, способствующее укреплению здоровья (Худзяк еще регулярно занимается спортом и медитацией), он уверен, что игра на скрипке улучшает его общее самочувствие. Правда, занятия музыкой пока не дали особых результатов, и хорошо играть на скрипке он не научился — во всяком случае, пока. Оценивая свои исполнительские навыки, этот психиатр-оптимист ограничивается лишь одним словом: «Ужасно!»