Убийство в Париже карикатуристов и журналистов — якобы за оскорбление божества — все еще вызывает шок, хотя в последнее время подобные нападения, к сожалению, случаются всё чаще.
В рациональной Европе, пережившей эпоху Просвещения, революции и войны, религии давно отведена тихая гавань, и сама она, будь то иудаизм или христианство, давно стала безопасным объектом сатиры.
Иудаизм и христианство, но не ислам. Внутриисламские разногласия — между суннитами и шиитами, которые так очевидно проявляются в сражениях, постоянно идущих на Ближнем Востоке, или между радикальными исламистами «Исламского государства» и теми мусульманами, которые хотят следовать своей вере тихо и спокойно, — выплеснулись на улицы европейских городов. И этот процесс может привести к крайне неприятным социальным потрясениям.
Расстрел в Париже может быть работой одиночек, но эхо выстрелов в редакции Charlie Hebdo отзовется очередной попыткой понять, почему же молодые мусульмане так и не смогли интегрироваться в западное общество, стать его частью.
Во Франции и Германии на иммигрантов смотрят все более подозрительно. Ту же тенденцию можно наблюдать и в более толерантной Британии.
Франция обладает самым большим мусульманским населением в Европе: около 5 миллионов человек, что составляет примерно 7,5% граждан. В Британии, например, мусульман всего 3 миллиона, или 5% населения.
И все три основные политические партии Британии вынуждены как-то реагировать на рост общественного недовольства уровнем иммиграции.
Еще большее недовольство и даже откровенный антагонизм вызывают молодые, неудовлетворенные жизнью дети и внуки первых иммигрантов, которые, как считает общественное мнение, категорически отказываются подстраиваться под западный образ жизни, включая наши традиции религиозной терпимости и свободы слова.
В Соединенном Королевстве это недовольство в значительной степени было мирно отыграно в публичном пространстве во время недавнего скандала, вызванного пропагандой радикального ислама в нескольких школах. Тогда разговор шел о «Британских ценностях», а распространение исламизма в школах получило название «Троянского коня».
Более 20 лет назад иранский аятолла Хомейни публично проклял британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди и приговорил его, а также всех лиц, причастных к изданию книги «Сатанинские стихи», к смертной казни, призвав мусульман всего мира исполнить приговор.
Тогда мысль о том, что экстремисты и террористы могут нанести удар и на территории Соединенного Королевства, впервые посетила британское общество. Подозрения превратились в реальность после взрывов в лондонских автобусах и метро 7 июля 2005 года.
За последние десятилетия Франция повидала немало столкновений на религиозной почве. При этом каждый раз власти страны пытались списать очередное нападение на расстроенную психику отдельных индивидуумов.
При этом некоторая часть еврейской общины ответила на растущий антисемитизм и гибель евреев во Франции и Бельгии от рук исламских экстремистов тем, что иммигрировала в Израиль или в другие страны.
Недавние нападения на синагоги в парижских пригородах, где евреи и мусульмане часто живут бок о бок, привели к тому, что еврейское население стало опасаться, что религиозная нетерпимость, широко распространенная в некоторых странах Африки и Ближнего Востока, настигла их и в Европе.
В Германии антиисламские настроения стали высказываться более открыто. Обеспокоенность по поводу угрозы, которую несут для германского общества молодые мусульмане, разделяющие радикальную идеологию, уверенно утвердилась в общественном сознании. Этим, кстати, объясняется популярность таких движений, как ПЕГИДА (которая борется с «исламизацией» Европы).
Политики и религиозные деятели Германии выступили с резким осуждением ПЕГИДЫ, но ее последователи собирают на демонстрациях десятки тысяч озабоченных «исламизацией» немцев.
Убийство журналистов Charlie Hebdo подтвердило печальную правду, которую Западу очень не хотелось признавать: для некоторых людей радикальная интерпретация ислама важна настолько, что они готовы убивать тех, кто, как им кажется, не относится к их взглядам с должным уважением.
В результате в странах западной Европы либерально настроенная общественность разделились по вопросу о том, как лучше всего бороться с радикальным исламом и его влиянием на молодые умы.
Одновременно правительства этих стран мучительно пытаются понять, как же не допустить роста антиисламских настроений в Европе.
Все умеренные мусульманские организации в Британии и Франции однозначно осудили убийство журналистов, заявив, что терроризм является оскорблением ислама.
Однако рост популярности правых радикальных партий и рост антиисламских настроений, скорее всего, негативно отразятся как раз на законопослушных и умеренных мусульманах.
Перед правительствами и религиозными лидерами европейских стран стоит непростая дилемма: как бороться с насилием во имя религии так, чтобы одновременно не пострадали религиозные меньшинства, а их самих не обвинили в исламофобии?