На веб-странице электронного журнала The Art Newspaper есть интересная статья о российских художниках, «протестующих ногами» против правительства президента Владимира Путина. Хотя самым интересным в этой истории, пожалуй, является то, что ее вообще опубликовали.
Подавление свободы слова вынуждает художников искать убежища за границей, пишет София Кишковски (Sophia Kishkovsky), ссылаясь на «непослушных» художников-монументалистов Дмитрия Врубеля и Викторию Тимофееву, живущих сейчас в Берлине, и других российских художников, которые собираются последовать их примеру и давали ей интервью.
То, что эта статья опубликована в этом новом достоверном источнике информации, воодушевляет, потому что издание было недавно приобретено богатой россиянкой Инной Баженовой. О новой владелице журнала было объявлено в Британской галерее Тейт (почему?), и журналисты пишут об Инне Баженовой, как о «математике, инженере и коллекционере».
Их сообщение о том, что российские художники бросают вызов Путину, как хотелось бы надеяться, многое говорит и об авторе статьи, и о самой статье, если в ней подразумевается, что журнал и впредь будет печатать объективные материалы о России и обо всем остальном. Однако смена владельца журнала демонстрирует, насколько трудно выжимать российские деньги в мире искусства. При том, что экономические санкции против российской политики нанесли огромный удар, международные художественные сообщества не предпринимают никаких попыток подвергнуть остракизму российских коллекционеров, которые играют огромную роль в этом мире денег, роскоши и власти. Недавно я писал о блестящей выставке в Галерее «Саатчи» (Saatchi Gallery), проводившейся совместно с российскими творческими организациями и, вне всякого сомнения, при участии российских денег. Разве я мог ее пропустить? Но выставка состоялась, и она была успешной.
Россию и современное искусство трудно отделить друг от друга. Во всяком случае, журнал Art Newspaper, похоже, придерживается высоких стандартов. Но может ли существовать такое понятие, как независимый художественный журнал, если механизмы финансирования таких изданий настолько переплетены с коллекционированием? Разумеется, нет.
Один из самых больших мифов о мире искусства это то, что в нем крутятся большие деньги. Конечно же, это так, но только если идет речь об элитах. Коллекционеры, успешные дилеры и некоторые художники богаты. Однако вокруг этой элиты, а также среди тех, кто ее обслуживает, существует множество журналов, книг, критиков и вебсайтов, кураторов и выставок, которые не так успешны и доходны. Когда я представляю мир искусства, я еще думаю и о молодых рецензентах, посылающих статьи в издания, которых никто не читает, и о молодых художниках, старающихся, чтобы эти рецензенты их заметили. Как держатся на плаву они? На деньги богатых людей — вот как. И Портал Art Info финансируется — и ни для кого это не секрет — якобы скандальной Луиз Блуэн (Louise Blouin). Там даже указано ее имя.
Небольшие тиражи и специализированная направленность художественных изданий создают благодатную почву для различного рода коррупции. Я это знаю. В прошлом году я отклонил просьбу, направленную через журнал The Art Newspaper, составить каталог работ одного российского художника, потому что меня смутил источник финансирования. Российские деньги? Это часть «шероховатости» на глянце искусства, это безнадежность, скрытая за внешним блеском.