Девятого декабря Financial Times опубликовала статью о том, что Международный валютный фонд предупреждает Украину о возможности дефолта и призывает оказать дополнительную помощь Киеву в размере $15 млрд. Позже, 17 декабря, эту информацию подтвердил президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер во время своего выступления в Европарламенте. «Украине понадобится дополнительно $15 млрд к тому, что уже запланировано».
Если страна радикально не сократит расходы бюджета и не упростит все процедуры, то обанкротится. 19 декабря агентство Standard & Poor's понизило рейтинг по обязательствам Украины в иностранной валюте до ССС – с негативным прогнозом. Это значит, что в ближайшие шесть месяцев есть риск дефолта.
Кредитная капельница
Украина пережила сложный год, пройдя через революцию и военный конфликт с соседней Россией (Владимир Путин уверяет, что на востоке Украины воюют только «российские добровольцы», а не регулярные войска). Также Россия аннексировала украинский Крым и объявила его своей «сакральной территорией».
Все это, а также бесхозяйственность прошлых лет, нанесли Украине смертельный экономический удар. Без иностранной помощи оставался бы один выход — дефолт. Однако западные кредиторы не дали Украине обанкротиться.
30 апреля МВФ одобрил двухлетнюю кредитную программу stand-by для Украины объемом $17,1 млрд, около $4,6 млрд уже были перечислены. Кроме того, крупные суммы правительству Украины обещали Европейский Союз, Всемирный банк, США, Канада и Япония. По данным Юлии Шибалкиной, экономиста аналитического центра CASE-Украина, до ноября Киев получил, как минимум, $4,8 млрд из этих источников.
То есть Украина в 2014 году получила не менее $9,4 млрд из разных источников, и еще должна получить не менее $12,5 млрд в 2015 году — из оставшейся части кредита МВФ. При этом МВФ добавляет, что стране дополнительно нужно около $15 млрд.
Иностранная помощь пока что позволяет Украине платить по старым валютным долгам и закупать российский газ, но не позволяют поддерживать прежний уровень расходов внутри страны. Ситуация также не позволяет заняться коренной перестройкой страны без заметного ухудшения качества жизни граждан.
Дефицит всего сектора государственных финансов (не только госбюджета) в 2014 году достигнет порядка 10% ВВП, считает исполнительный директор The Bleyzer Foundation экономист Олег Устенко. Это порядка $12,7 млрд. Иностранная помощь не закрывает эту финансовую дыру в полной мере.
Украине приходится проводить собственное насыщение экономики денежными вливаниями в виде выпуска долговых бумаг для поддержки банковского сектора и компенсации дешевых тарифов на газ для населения и коммунального сектора. Это одна из основных причин ослабления украинской гривны с 8 до 16 единиц за 1 доллар США с начала года. И это только официально. На черном рынке за американский доллар дают до 20 гривен.
Бедных становится больше
Импортные товары в Украине стали дороже, в том числе лекарства, бензин, бытовая техника и автомобили. Зарубежные поездки и покупки стали роскошью.
На начало года около 22,1% граждан Украины жили за чертой абсолютной бедности по национальной шкале, то есть тратили меньше прожиточного минимума в 1218 гривен в месяц (менее $80 долларов даже по официальному курсу обмена). Сам показатель «прожиточный минимум» в Украине искусственный. Правительство уже два года не пересчитывает эту сумму и уже 14 лет не пересматривает потребительскую корзину, на основе которой формируется прожиточный минимум.
В конце года бедных семей может стать намного больше, говорит Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины. Точная статистика по этому вопросу будет только в 2015 году.
Кроме традиционной бедности в стране появилась так называемая «новая бедность» — бедность вынужденных переселенцев. ООН сообщает, что по состоянию на 12 декабря в Украине уже насчитывалось не менее 542 тыс беженцев из оккупированного Россией Крыма, а также Донецкой и Луганской областей, где идут боевые действия.
Многие переселенцы потеряли свои активы и доходы. Часто они долго не могут найти работу на новом месте, арендовать или купить жилье, подвергаются дискриминации как со стороны простых граждан, так и со стороны государственных чиновников.
Политическая стабилизация
Первой задачей новых украинских правителей после смены власти в феврале 2014 года была политическая стабилизация. Президент Виктор Янукович и глава правительства Николай Азаров бежали в Россию. Единственным законным органом власти остался парламент (Верховная Рада). Многие военные и милиционеры, особенно высокопоставленные, перешли на сторону России или бежали. Остальные были деморализованы
В феврале депутаты избрали Александра Турчинова руководителем парламента и временным президентом до новых выборов. Также было выбрано временное правительство под руководством Арсения Яценюка.
В марте Турчинов заменил руководителей регионов, чтобы погасить выступления сепаратистов. Также началась перестройка армии и милиции, формирование отрядов из добровольцев для защиты страны.
25 мая прошли досрочные выборы президента, на которых победил бизнесмен Петр Порошенко. Также прошли выборы городского совета и мэра Киева.
Но парламент, который формировался еще при старой власти, блокировал реформы. С большими поправками удалось принять антикоррупционные законы, которые начнут работать только в 2015 году. Также принят закон об общественном телевещании, реформе высшего образования, о прокуратуре, доступе к публичной информации и государственных закупках. Но на пакет налоговых реформ, например, голосов не хватило.
В сентябре украинская армия понесла крупные потери под восточным городом Иловайск. 5 сентября в Минске (Беларусь) между представителями Украины, России, ОБСЕ и сепаратистами было подписано соглашение, которое по сути зафиксировало линию фронта между воюющими сторонами.
26 октября прошли досрочные парламентские выборы. Больше всего мест получили партии Арсения Яценюка и Петра Порошенко. После выборов депутаты долго не могли договориться о коалиции. Наметилось противостояние между офисом президента и премьер-министра. Оба назвали себя победителями выборов и хотели больше мест в правительстве.
Соглашение было подписано 21 ноября после визита вице-президента США Джозефа Байдена в Киев. Кроме партий Яценюка и Порошенко документ подписали еще три политические силы.
Торги за места в правительстве шли до 2 декабря. Его руководителем остался Арсений Яценюк, но состав правительства обновился. 11 декабря депутаты поддержали программу правительства — пустой и формальный документ. По Конституции после этого Кабинет министров нельзя в течение года отправить в отставку.
Таким образом, все политические и военные препятствия для проведения настоящих реформ были устранены только к концу года.
Иностранцы в правительстве
На самом деле в украинском правительстве иностранцы — не впервые. При президенте Викторе Януковиче министром обороны был Дмитрий Саламатин, гражданин России до 2004 года. В 2006 он стал депутатом украинского парламента, а в 2012 году в течение нескольких месяцев был министром обороны Украины.
Сам Янукович бежал в Россию в феврале 2014 года. Вместе с ним скрылись генеральный прокурор, премьер-министр, руководители СБУ, армии и милиции.
В декабре 2014 года пост министра финансов Украины заняла американка с украинскими корнями Наталия Яресько, министром экономики стал литовец Айварас Абромавичус, министром здравоохранения — грузин Александр Квиташвили. Также заместителем министра внутренних дел стала грузинка Эка Згуладзе. Все они получили украинские паспорта, но неизвестно, отказались ли при этом от своего прежнего гражданства.
Интересно, что Наталия Яресько в 1990-е годы работала в посольстве США в Украине, а в последнее время руководила управляющей компанией Horizon Capital с офисом в Киеве, которой доверяли свои деньги и частные лица, и правительство США.
Официально отбор кандидатов-иностранцев шел через рекрутинговое агентство. Администрация президента сообщила, что фонд «Возрождение» (входит в Open Society Foundations Джорджа Сороса) выбрал агентство. Руководитель фонда Евгений Быстрицкий в комментарии для издания «Зеркало недели» (zn.ua) эту информацию опроверг. По его словам, у Фонда только просили деньги на работу агентств.
Фонд Сороса играет большую роль в изменениях в Украине. Например, он поддерживает программу по созданию и продвижению законопроектов «Реанимационный пакет реформ» (вместе с UNDP, Sida, The European Endowment for Democracy и Pact). Активистам «Реанимационного пакета реформ» удалось добиться принятия 17 законопроектов. Некоторые из активистов программы, например, Анна Гопко, даже стали депутатами парламента.
В Украине по-разному относятся к иностранцам в правительстве. Критики говорят, что страна потеряла самостоятельность. Оптимисты считают, что иностранцам будет проще реформировать экономику страны и вывести ее из кризиса.
Закон о бюджете
Украинские депутаты приняли бюджет на 2015 год в ночь с 28 на 29 декабря (законопроект №1000). Это абсолютно нереалистичный закон, который никогда не будет исполнен. Его доходная часть составляет 475,2 млрд гривен (порядка $27,96 млрд по текущему курсу), расходная — 527,2 млрд гривен (около $31 млрд). И доходная, и расходная статьи сильно раздуты. То есть реальный дефицит по итогам года может превзойти все ожидания. Например, официальный Киев ожидает 17 млрд гривен поступлений от приватизации в новом году, но это просто фантастические планы. То же можно сказать и о росте налоговых поступлений.
Понимая это, премьер-министр Украины Арсений Яценюк пообещал, что бюджет будет пересмотрен уже до 15 февраля 2015 года. «Мы будем его корректировать. В зависимости от результатов переговоров с международными финансовыми организациями», — сказал Яценюк.
8 января 2015 года в Украину возвращаются специалисты МВФ, чтобы принять решение об очередных траншах кредита до заседания совета директоров Фонда. По всей видимости, последние изменения в украинский бюджет на 2015 год будут внесены под диктовку МВФ.
«Бюджет не содержит реформистских позиций (сокращение доли госрасходов в ВВП, пенсионная реформа, сокращение госаппарата)», — говорит Павел Кухта, экономист программы «Реанимационный проект реформ».
Бюджет на 2015 год предусматривает падение ВВП в 2015 году на уровне минус 4,5% (в 2014 году — минус 6,5%), инфляция — плюс 13,4% (в нынешнем году — плюс 19%), дефицит госбюджета — минус 3,7% ВВП (сейчас 4,6%). То есть пока в проекте бюджета нет радикального сокращения расходов. Сегодня через украинский бюджет перераспределяется около половины украинского ВВП. И в новом году ситуация вряд ли изменится.
Однако депутаты Верховной Рады Украины сделали несколько шагов, которые с натяжкой можно считать новаторскими.
Они внесли изменения в Налоговый кодекс (законопроект №1578), которые предполагают в том числе:
- Сокращение 22 видов налогов до 9 (главным образом за счет слияния);
- Малый и средний бизнес освобожден от проверок на два года;
- Выросла рента на добычу и транспортировку нефти, газа и других полезных ископаемых;
- Введен налог на недвижимость (квартиры от 60 кв.м, дома от 120 кв.м);
- Налог на лотереи составит 10% от оборота, а не от призового фонда, как было раньше.
Депутаты ввели временные пошлины на импортные товары в размере от 5% до 10% (№1562) сроком на один год. Пошлины могут быть введены правительством только «после проведения консультаций с международными финансовыми организациями».
Также депутаты внесли изменения в Бюджетный кодекс (№1557), передав больше ресурсов и больше финансовой свободы на местный уровень.
Депутаты также приняли закон о трансфертном ценообразовании (№1264/1), чтобы крупные корпорации не могли выводить прибыль, заработанную в Украине, в другие страны без уплаты налогов. Кроме того, они упростили процедуру капитализации украинских банков (№1564), в частности, для их иностранных акционеров. В 2015 году Украина планирует потратить 36 млрд гривен на капитализацию банков, еще 20 млрд гривен пойдет на поддержку Фонда гарантирования вкладов для выплат вкладчикам банков-банкротов (государство гарантирует возврат вкладов меньше 200 тыс гривен (около $11765).
Депутаты приняли решение об ограничении зарплат работникам государственных учреждений и госкомпаний (№1577). Зарплаты были ограничены 10 минимальными заработными платами, то есть чиновник не сможет получать больше 12180 гривен в месяц (около $716,5). Однако эта норма не распространяется на участников антитеррористической операции на востоке Украины, на сотрудников Антикоррупционного бюро и сотрудников Национального агентства по вопросам борьбы с коррупцией. Также депутаты отменили крупную помощь при выходе на пенсию для прокуроров, сократили численность Генеральной прокуратуры с 20 тыс до 15 тыс сотрудников, численность милиции со 172 тыс до 152 тыс человек. При этом расходы на милицию, прокуратуру и армию не сокращены, а даже выросли до почти 90 млрд гривен.
Также депутаты приняли решение о сокращении Единого социального взноса (ЕСВ) - отчислений с заработных плат в Пенсионный и обязательные страховые фонды. Сейчас он составляет около 41% от зарплаты и платится помимо налога на доходы физлиц в размере 15%. Такая нагрузка заставляет работодателей платить работникам официально только небольшую часть зарплаты, а остальное — доплачивать наличными «в конвертах». Ставки ЕСВ снизятся до 24,6% с января 2016 года, то есть только через год. Но в 2015 году ЕСВ будет снижен даже до 16,4% для тех работодателей, которые выполнят такие условия:
- Зарплатный фонд вырастет в 2,5 раза выше среднемесячного за 2014 год;
- Средняя зарплата по предприятию вырастет минимум на 30% по сравнению с зарплатой в 2014 году;
- Средний платеж ЕСВ на человека составит не меньше 700 гривен;
- Средняя зарплата на предприятии составляет не меньше трех минимальных зарплат, то есть сейчас это не меньше 3654 гривны.
Эти решения депутатов помогут правительству сбалансировать бюджет в течение года.
Главные вызовы года
В программе работы правительства говорится о сокращении государственного аппарата всего на 10%. На начало года в стране было 335 тыс чиновников, в 2012 году — 275 тыс, в 2011 — 268 тысяч, по данным Илоны Сологуб, исследователя Киевской школы экономики. Сокращение на 10% означает, что в стране все равно будет больше чиновников, чем в 2012 или в 2011 году. Сологуб предлагает намного более радикальные сокращения — сократить в общей сложности 21 ведомство и министерство за 2014-2015 гг.
Также удивляет, что правительство продолжает плодить новые министерства и ведомства, вместо того, чтобы сокращать их. Например, правительство Украины создает новое министерство информационной политики. Депутаты уже выбрали министра информации — Юрия Стеця, друга президента Украины Петра Порошенко и бывшего менеджера принадлежащего президенту (до сих пор!) «5 канала». «Репортеры без границ» и ОБСЕ уже осудили эту идею. Издание Mashable метко назвало эту структуру «оруэлловским министерством правды».
Радикальных изменений в социальной сфере пока тоже ждать не приходится. Бюджет министерства социальной политики станет больше, говорит министр Павел Розенко. Министерство перегружено работой с вынужденными переселенцами. Ожидается также, что в новом году будет несколько волн повышений тарифов на коммунальные услуги, а значит, вырастут очереди за субсидиями.
Министерство социальной политики, как и многие украинские министерства, до сих пор работают по-старому, без единой базы данных получателей льгот. Во многих случаях в министерстве используют бумажные носители информации, а не электронные базы данных. Автоматизация всех процессов могла бы многократно увеличить эффективность работы министерства. Однако даже наполнение базы данных (программы уже существуют) и обучение персонала займут время. Но без этого невозможно создание современной системы социальной помощи. А без реформы соцпомощи под вопросом и другие изменения (повышение тарифов, монетизация льгот, реформа пенсионной системы).
Пока что складывается впечатление, что украинские власти не готовы к радикальным решениям, прежде всего по сокращению расходов на государственный аппарат и по упрощению всех процедур для бизнеса. И есть риск роста бедности, если не будет проведена реформа системы социальной помощи. Рост бедности приведет к новым массовым протестам под социальными лозунгами.
Момент истины может настать прежде, чем начнет работать Министерство правды.