Уже в этом году в Швеции должен вступить в силу закон, делающий уголовно наказуемыми поездки граждан в целях участия в военных или других действиях на стороне террористов, или для прохождения тренировок, подготовки в лагерях террористов. Будет также рассмотрен вопрос о том, чтобы финансирование подобных поездок стало наказуемым.
Намечены профилактические меры против радикализации граждан и по защите демократических институтов общества. Правительство Швеции в связи с последними событиями во Франции намерено и другими способами усилить работу по предупреждению терроризма и борьбе с ним.
Об этом в интервью Шведскому радио говорил министр внутренних дел Андерс Угеман (Anders Ygeman): «Мы наверняка предпримем целый ряд мер в ближайшие дни и недели для борьбы с терроризмом и для того, чтобы предотвратить возможности для выезда за рубеж людей с целью участия в военных, террористических действиях. Мы сделаем всё, чтобы выяснить, кто эти люди, и возможно ли предать их суду, когда они вернутся обратно».
По данным шведской Полиции безопасности(Säpo), в Швеции сегодня проживают около 200 радикальных, склонных к применению насилия исламистов. Большинство — мужчины разного возраста. Они проживают в основном в Стокгольме, Гетеборге и Мальме. 80% из них имеют социальные контакты друг с другом. По данным Полиции безопасности, они не планируют терактов в Швеции, но поддерживают терроризм, рекрутируя новых последователей, финансируя и организуя поездки. Основная их цель — джихад в таких странах, как Ирак, Сирия, Афганистан и Сомали.
На сегодняшний день, и это подтвержденные данные Полиции безопасности, 110 шведских граждан присоединились к террористическим структурам по типу «Аль-Каиды» или ИГИЛ в Сирии и Ираке. Однако, по данным Полиции безопасности, реальное число уехавших из Швеции в террористическую среду или на войну может достигать 300 человек. Это довольно много по сравнению с другими странами Запада.
Экспертиза в отношении принятия закона, о котором мы говорили выше, была назначена шведским правительством в минувшем декабре. Если ранее говорилось, что возглавляющий эту экспертизу шеф юридического отдела прокуратуры Ларс Веркстрем должен предоставить ее результаты не позже 18 июня 2015 года, ныне речь идет уже о более близких сроках. С тем, чтобы и соответствующий закон был проведен через Риксдаг (парламент Швеции — прим. ред.) и принят как можно раньше, в нынешнем году.
Принят он будет почти наверняка. За него выступает большинство в Риксдаге, кроме Левой и Зеленой партий. Там считают, что под этот же закон могут попасть шведы, имеющие двойное гражданство и воюющие на стороне каких-либо освободительных движений, которые ООН занесет в список террористических. А ведь этот закон должен быть основан именно на принятой в сентябре прошлого года Советом безопасности ООН резолюции за номером 2178, касающейся борьбы с террористической активностью. И именно по определению ООН будет решаться, где идет война с участием террористов, а где - нет. Куда поездки легитимны, куда - нет.
Например, обсуждается вопрос, к кому причислять шведских граждан, воюющих на стороне правительственных сил на Украине, или шведских добровольцев, воюющих на стороне сепаратистов.
Кроме того, шведское правительство намерено усилить сотрудничество с европейскими странами в сфере борьбы с терроризмом. Это, в частности, касается директивы ЕС по созданию банка данных, касающихся пассажирских авиаперевозок. Там будет собираться информация о рейсах, багаже, заказах билетов и тому подобное.
«Это поможет нам выявлять схемы передвижения подозрительных лиц и таким образом привлекать к ответственности тех, кто виновны в терактах или «террористических» поездках, когда они вернуться домой», — сказал министр внутренних дел Андерс Угеман, который подчеркнул, что такой мониторинг будет сопровождаться рядом контрольных мероприятий, призванных защитить неприкосновенность граждан. Например, в системе будет заложено проведение регулярных чисток посторонней информации, не имеющей отношения к преступной активности.
По мнению исследователя Шведского института обороны Ханса Бруна, высказанного в интервью агентству ТТ, атака террористов в Париже говорит о том, что спецслужбы не в состоянии отслеживать все сразу, и дополнительный контроль вряд ли поможет: «Это побочный продукт того, что мы живем в открытом обществе. Никакое слежение не может быть стопроцентным. Французские спецслужбы, так же как и шведские, имеют ограниченные ресурсы. Невозможно наблюдать за всеми и постоянно. Полиция безопасности работает на опережение. Речь может идти, например, о том, что она продемонстрирует террористической ячейке наличие слежки за ней и раскроет свое присутствие специально для того чтобы испугать и нарушить преступные планы».
По мнению ряда ведущих экспертов, в Швеции - далеко не идеальная ситуация в вопросах предотвращения радикализации граждан.
«Например, человек, который видит, что его родственника засасывает радикальная среда, весьма ограничен в возможностях для получения реальной поддержки и помощи», — уверен исследователь Шведского института обороны Педер Хулленгрен. Он полагает, что такую помощь люди должны получать оперативно и на своем местном уровне, но они ее не получают. По мнению Хулленгрена, усиление законодательства в отношении террористических поездок должно было быть проведено давно:«Подобный закон должен был быть принят уже несколько лет назад».
В дискуссионной статье в газете Dagens Nyheter выступила министр культуры и демократии Алис Ба Кунке, которая говорила о других мерах, предпринимаемых правительством по вопросам борьбы и профилактики насильственного экстремизма. Среди мер упоминается поручение, данное Совету по профилактике преступности, который должен провести анализ угроз насильственного характера, касающихся людей, имеющих особое значение для демократического общества. А именно: журналистов, политиков или сотрудников органов юстиции и правопорядка. Правительство Швеции намерено также принять и национальную стратегию — программу против исламофобии в обществе.