Ничего не скажешь, организаторы воскресного шествия проявили незаурядный талант: они нашли способ оставить не у дел Национальный фронт, но пригласили таких людей, как турецкий премьер, Ангела Меркель и Мариано Рахой, которому, судя по всему, не особенно нравятся подобные демонстрации в его собственной стране. Но как бы ни были глупы те, кому принадлежит право выдачи приглашений, марш в любом случае уже состоялся.
Условия сложились явно не лучшим образом: от марша изолировали 25% французского электората в лице Национального фронта, заменив его известным поборников свободы слова Ахметом Давутоглу, мамочкой Меркель и Мариано Рахоем, новый законодательный арсенал которого позволит без суда и следствия отправить за решетку любого участника несанкционированной демонстрации. В то же самое время наш гениальный оргкомитет забыл пригласить Владимира Путина.
Они проявили такое великолепное и незаурядное политическое видение. Такую выдающуюся стратегическую тонкость. Всем прекрасно видно, что они пытаются (ну, разумеется) избежать того, чтобы те, кто вчера повернулся спиной к Charlie и поливал журнал грязью за злоупотребление нормами светского общества, не подмяли под себя это движение. Все понимают, что они (конечно же) пытались объединить людей, подключить всю прессу (за исключением Marianne, но да, это же наша вина, мы перепечатывали карикатуры Charlie). Там были даже Виктор Орбан и Али Бонго (Ali Bongo), поэтому отсутствие героя Грозного было полнейшей бестактностью. Однако будем объективны, с точки зрения борьбы с исламистским фундаментализмом, Путин выглядит не слишком впечатляюще. Ни рыба, ни мясо. Особенно по сравнению с Рохайей Диалло (Rokhaya Diallo), «возмущенными» и Эдви Пленелем (Edwy Plenel), страхом и ужасом радикального ислама, горячими сторонниками Charlie во время выхода карикатур. Настоящими тяжеловесами.
В то же время Клементин Отен (Clémentine Autain) заявила, что «мы выступаем против нападок на мусульман, против любых проявлений расизма и ксенофобии, против фашизма». Объединяющий лозунг. Какая ясность мысли! Сенсация! Мы все наивно полагали, что Куаши и Кулибали были поборниками паранджи и фетв, но они-то на самом деле оказались кротами Национального фронта! Неслабо. Говорю же, по телевизору несут полную чушь. Делают все, чтобы лживо выставить их кровожадными салафитами.
Но раз мы голосовали «нет» на европейском референдуме в 2005 году, действительно ли там наше место? Что подумает о таком заграница? Что скажут члены Еврокомиссии и ЕЦБ, зажатые в толпе между Олландом и Саркози? Не посчитают ли нас бунтарями и смутьянами? Да и вообще, сколько французов на самом деле достойны принять участие в этом марше?
Но мы все же идем, идем все, как один, идем без тени сомнений. Ради Тигну, который любил рисовать Меланшона рядом с Юнкером. Ради Шарба, который пришел бы в восторг при виде участников марша. Ради Кабю, Волинского и Оноре, которые бы корчились от смеха при виде того, с какой помпой прославляет их память та самая система, против которой они столько лет усердно боролись. Ради всех других жертв кровавого обскурантизма, простых полицейских и евреев, которых убили просто из-за их еврейской крови. Ради всех казненных активистов и обезглавленных курдских бойцов. Всех тех, кто уже не сможет увидеть то людское море, которое выступило против глупости, в том числе и глупости тех, кто относится к маршу как съезду Социалистической партии под эгидой Фонда Сен-Симон.