Та ли это страна? (Философия вопроса)
Великая держава двадцать первого века — это не та страна, которая может и пытается сломать других, а та, которая может и способна увлечь за собой другие страны, стать их подлинным, а не мнимым лидером. Это та страна, которая может повести за собой. Страна, в которую можно поверить.
Великая держава двадцать первого века — это не та страна, которая стремится задавить и заставить тех, кто наделен властью, чувствовать себя неловко и дискомфортно. Это та страна, которая создает мечту. И мечта эта должна воплощаться в реальность. Это та страна, которая в состоянии построить мир, в котором все государства и народы смогут оставаться самими собой. Это та страна, которая не заставляет других уподобляться ей, равняться на нее. Это та страна, которая выбирает своим оружием — слово, а не бомбардировки…
Это та страна, которая призывает не убивать, а непререкаемостью своего авторитета обязывает быть услышанной.
Конечно, когда мы говорим о великой державе нового века, то непременно подразумеваем единственного властелина судеб народов и участи правителей — Соединенные Штаты Америки. Новый Рим впервые в истории мира покорил человечество благодаря своему цивилизационному феномену, исторически обусловленной триаде: высоким технологиям — развитому социуму — глобалистской культуре. Но та ли это страна — новая великая держава, которая пытается не сломить другие народы, а покорить своей просвещенной цивилизацией, духовной силой, притягательностью? Вот какой вопрос все чаще раздается из уст азербайджанцев, которые, едва воссоздав свое государство, обнаружили у его границ чудовищное воплощение американской мечты — Pax Americana!
Свобода, которая несет народам угнетение!
Еще несколько лет назад, не говоря уже о десятилетиях, мы даже мысли допустить не могли о противостоянии глобальной державе, вознамерившейся отнять у нас то, во имя чего когда-то ее отцы-основатели вели неравную, но священную войну с повелительницей морей и океанов — сокровенную свободу. В дальнейшем теория массового общества американского империализма (а стремление к мировому господству рождает империализм) превратила свободу в вымысел. Империализм вытеснил свободу. И выдавливал ее из порабощенных по всему миру народов. Нескончаемая вереница преступлений — от индейских резерваций до кровавого Вьетнама — пятном позора отпечаталась на звезднополосатом знамени новой империи. Да, были и минуты раскаяния, ведь так искренне звучит истошный вопль «Мне стыдно быть американцем!», исторгнутый военнопленным американцем Маккейном, который семь безжалостных лет провел в плену у народа, так и не опустившегося на колени перед вселенским гигантом. Но сожаление развеялось, и сегодня ястреб Маккейн так же безжалостно рассуждает о предрешенности и обреченности судеб малых народов, словно и не было Вьетнама.
Парадоксально, но те же слова произнес великий Герцен в России за сто лет до пленного Маккейна, декламируя «Мне стыдно быть русским!» и выражая тем свое бессилие, чтобы поднять народ, растерзанный и раздавленный абсолютизмом. Маккейн говорил о стыде, оплакивая поражение своей страны, несущей колониализм в свободные страны, а вот Герцен оплакивал несчастную судьбу своего народа, побежденного собственным правителем. Мои размышления привели к осознанию того, что у стран, как и у людей, есть душа. Вот она — неумолимая скрижаль истории, вот они — две разные души — свобода, предполагающая порабощение других народов, и правитель, удушающий собственный народ.
От мысли отождествлять судьбу азербайджанцев и участи тех же вьетнамцев я далек. И не только потому, что в отличие от азербайджанцев — нового суперэтногенеза, вьетнамцы — один из немногих древних народов, которые так и не покорились силе оружия иноземца, выстаивая в неравных сражениях. Нет! У каждого народа, как и у каждого человека, своя, отдельная судьба. Нет двух одинаковых народов, как нет и двух одинаковых людей. И конечно же, есть такое понятие, как характер народа. Помните знаменитое изречение Фрейда, утверждавшего, что ирландцы — это один из немногих народов, не поддающихся психоанализу. Хотя, такой же не поддающийся психоанализ был и у шотландцев времен великого Вальтера Скота. Но религиозный детерминизм поглотил характер шотландцев.
Я вовсе не умаляю достоинства собственного народа, при всем его сервильном комплексе — наследии совково-магометанского менталитета, неискоренимого у многих его представителей, но демонстративное раболепие перед сильными мира сего, бездна чинопоклонства, лицемерия, предательства в поведении определенной части азербайджанцев, которые, вне сомнения, не поддаются психоанализу или объясняются детерминизмом, априори убивают надежду на защиту нашей свободы.
Возможно, многовековой колониализм, отложившийся в нашем подсознании — выраженный в превосходстве старшего брата — араба, затем перса, опосля русского, и наконец — американца, довлеет над нами по сегодняшний день. Ибо многие из нас не воспринимают альтернативу самодостаточной жизни без указки старшего брата, который определяет политический и, конечно же, экономический уклад, и даже образ нашей жизни. Над нами довлеет некий дух раболепия. Мы порой подвластны комплексу того, что судьба малых народов предрешается народами имперскими. Однако мировая история отбрасывает в сторону это надуманное предначертание. Можно построить свою судьбу своими руками. Зачем раболепствовать? Зачем вверять свою судьбу и судьбу своего государства в чужие руки? Почему надо служить чужому государству и опираться на его мощь и силу, если можно построить свое самодостаточное государство? Опираясь на его силу и мощь? Порой общенациональный бунт, как и бунт человеческий, рождает чувство абсолютной свободы. Что есть прекраснее свободы, которую мы завоевали? И не лучше ли воспользоваться историческим шансом созидать собственную государственность без вмешательства извне — из США, России, Турции…
40 лет прошло со времен Вьетнама, но американская нация — сверхдержава двадцать первого века — по сей день мечтает о всемирном господстве. В том числе и о господстве в нашей стране.
С первых дней нового века стало ясно, что он будет более жестоким, беспощадным, чем предыдущий. В двадцать первом веке межцивилизационная конфронтация принесет с собой много вызовов и угроз, с которым сможет справиться только свободная нация. Кстати, когда мы говорим об идее свободной нации, то почему-то не допускаем и мысли об исключительной национальной идентичности. Бесспорно, что в глобальном мире чрезмерная забота о национальной идентичности — хоть французов, хоть сомалийцев, хоть азербайджанцев — влечет за собой экономическую отсталость. Но речь идет о слепом и абсолютном подчинении новой глобальной империи. Может ли свободная нация позволить себе безропотное подчинение и добровольное порабощение признавая право силы и право сильного? А что есть право сильного? И почему Азербайджан — возможно, одна из немногих на политической карте мира стран свободных наций, должен принять условие добровольного порабощения?
Что не простили Азербайджану?
Троянский конь в Азербайджане, так называемая прозападная оппозиция, убеждает, что интеграция в евроатлантическое пространство принесет нашей стране абсолютное благо, апеллируя цивилизационным феноменом метрополии. Но почему такие же высокие технологии и сверхразвитый социум не обрели в новых странах, приобщившихся к политической системе координат Запада? Разве за 20 лет удалось создать благоденствие в Румынии? А может, технологическое развитие Болгарии поражает умы и воображение? Или в Греции после «черных полковников» люди стали жить почти как в Нью-Йорке (хотя уровень жизни в этом мегаполисе значительно уступает многим европейским столицам)?
Что же нам показал опыт стран, добровольно принявших господство новой глобалистской империи? Каковы уроки Грузии, Украины, Молдовы, бывшей Югославии и многих других стран, вставших на рельсы мировой бархатной революции? Знаете, что говорит опыт этих стран — пока еще несостоявшихся государств, ибо эти государства на пути становления: демократия прекрасна в идеале и безобразна в политике! Ибо демократия заботится лишь о свободе личности, она ставит свободу индивидума выше общественной свободы — в этом и заключается философия либерализма, эта система содержит в себе семена разрушения и хаоса и потому представляет опасность для надежной стабильности в зарождающихся государствах.
Как показал опыт многих стран, так называемая демократия, навязываемая малым народам якобы в целях защиты свободы личности, превращается в инструмент манипулирования сверхдержавы этими же странами. Для того чтобы навести порядок на окраинах, Новому Риму не нужны ни войска, ни интервенция — в действие вступает эффективная система, подкрепленная технологией разрушения и хаоса. Она-то и возникает на сцене в нужный час, сметая все на своем пути — и правителей, и правительства.
Демократическая гильотина начинает во имя свободы личности срубать головы неугодных правителей — от Саддама до Каддафи. Но это не мешает этой же системе приводить во власть людей, мало чем отличающихся от Саддама и Каддафи. Приход во власть людей, мягко говоря, не соответствующих образу демократии, американская идеология объясняет все той же аберрацией — пресловутым совково-магометанским менталитетом. И правление очередного властелина продолжается вплоть до нового исторического просчета — проявления им самодостаточности и самовыражения, что воспринимается глобалистской империей как знак неповиновения.
Знаете, что мне это напоминает? Прецедент, когда в период Римской империи отказ приносить жертвы за благополучие императора расценивался как акт открытого неповиновения самому Риму. Сегодня вывести из себя сверхдержаву может разве что посягательство малых народов на роль самостоятельного государства. Этого она уж точно не простит. Как не простили Вьетнаму, Кубе, Корее… Как не простили Азербайджану!
Камо грядеши? (История вопроса)
Вашингтон подавляет неугодный гордый маленький народ, якобы выразивший свою государственную волю с помощью оппозиции внутри страны. Она, оппозиция, выступающая в ипостаси юродивых и понурых мучеников-апостолов, которые будто бы добровольно отреклись от мирской жизни во имя все того же политического либерализма, становится главной разрушительной силой, несущей смуту. Из оппозиционеров лепят героев нового времени, подпитывая неистощимое человеческое честолюбие и взращивая тщеславие и гордыню и создавая ореолы непобедимых храбрецов. А между тем они всегда лжепатриоты, ибо их искомая задача — судить. Именно их, млеющих от избытка чувств перед сильными мира сего, избирали 5-й колонной, впихивая в запломбированные вагончики, направляя по рельсам мировой революции… А дальше весь вопрос в концептуальной составляющей, методах борьбы с неугодными странами. Сверхдержава избирает насилие как метод, а ложь как принцип. Как противостоять оппозиции — троянскому коню во время войн с глобалистским империями? История учит одному: атмосферой всеобщего морального осуждения! Другого пути, чтобы защитить свое государство от системы разрушения и хаоса, просто нет!
Сверхдержавы не заботятся ни об истине, ни о равенстве, ни о человеческой справедливости. Когда все встают на колени перед господствующим миропорядком, гордые и сильные народы обязаны устоять на ногах. Малые народы, как убеждала хромая мать социал-демократии Люксембург, обязаны удержаться на ногах и сражаться за свою свободу…
Но теперь вновь вернемся к первопричине: чем же маленький, но гордый Азербайджан не угодил глобалистской державе, которая изо всех сил пытается поставить на колени нацию, продолжающую борьбу за свою свободу?
Все эти годы Азербайджан, принявший за чистую монету теорию политического либерализма Вашингтона, якобы несущего свободу угнетенным народам (тогда еще не было ни Гуантанамо, ни Абу-Грея, ни секретных тюрем ЦРУ), по большому счету взял на себя невыполнимую историческую миссию, обеспечив в одном из самых сложных геополитических регионов энергетическую безопасность колыбели либерализма. Вступив в жесткую конфронтацию с криминально-реваншистской ельцинской Россией, не уступая давлению чрезмерно агрессивного в 90-е годы Ирана, пораженного детской болезнью Хомейни, Азербайджан обеспечил незыблемость интересов и главенствующую политическую роль Вашингтона на Южном Кавказе.
Эта маленькая страна с хрупкой государственностью открыла свои двери всем экономическим компаниям и политическим гигантам Вашингтона, будучи уверенной в искренней дружбе великой державы, увлекшей мир политическим либерализмом. Эта маленькая страна с хрупкой государственностью, которая делала первые шаги в мировой истории, заложила новую транспортную артерию и новые энергетические коридоры, позволив победившей в первой жолодной мировой войне глобалистской империи активно укрепляться в стратегическом регионе, который связывал Европу с Азией, Север с Востоком, расчищая завалы на Великом шелковом пути. Эта маленькая страна, приняв на себя непосильную ношу, открыла путь американским войскам в непокорный Афганистан.
Что же получила взамен эта маленькая гордая страна с хрупкой независимостью?
Жажду политического господства, злостные инсинуации, выраженные в перманентных попытках дворцовых переворотов и цветных мятежей, политический шантаж послов, экономический диктат чоболей, недружественные ультиматумы американских чиновников, воинствующие угрозы кротов-нпошников, разнузданную кампанию в СМИ, подконтрольных ЦРУ, Госдепу и Конгрессу… И неустанные попытки формирования своего цербера — новой оппозиции и революционных баррикад, откуда раздается постоянный клекот хищников, готовых насильственно свергнуть власть, которую поддерживает народ.
За что? И почему? Где логика? Разве так поступают искренние друзья и стратегические партнеры, ради которых Азербайджан жертвовал своими историческими кровными узами с Россией, Ираном, Грузией и т.д.? Неужели естественное право на государственную роль независимой страны могло вызвать столь оглушительную реакцию глобалистской сверхдержавы, для которой нет партнеров, а есть одни интересы, сателлиты и одна форма сосуществования — вассальная зависимость? Так ради чего Азербайджан избавлялся от ига одной метрополии, чтобы пасть жертвой другой и более циничной в своих методах борьбы империи?
США, отвергающие право на жизнь в Ираке, Афганистане, Сербии, бомбившие целые города и мегаполисы во имя пресловутой свободы личности, обвиняют правительство Азербайджана в нарушении права на политические свободы. Но как и где нарушаются эти свободы, если право на свободу собраний, слова, совести всецело обеспечены. Газета «Азадлыг» продолжает бесцеремонную критику правительства, Джамиль Гасанлы с Али Керимли созывают митинги в центре Баку, в стране множество божьих Храмов…
Если же американцы подразумевают под угнетением свободы борьбу с цербером-Троянским конем, то уж позвольте вопросить — неужели борьба с коммунистами-агентами советского влияния в эпоху славного маккартизма укладывалась в рамки политического либерализма?
Ведь изолированная от общества группа национал-предателей, прикрываясь непорочной идеей гражданского сектора, открыто призывала к восстанию против власти, обеспечившей феноменальное развитие маленькой, но гордой страны! И почему американцы молчали, когда их союзники — представители королевских семей стран Ближнего Востока отчуждали таких же горлопанов, призывавших к либерализации персидских монархий, нашедших становление, как любят повторять в Вашингтоне, согласно самостийному историческому развитию? И почему американцы подали руку Фиделю, в застенках которого томятся сотни американских агентов влияния, покусившихся на наследие геварианской революции? И можно задать еще не одну сотню таких почему…
И зачем устами креатур Госдепа угрожать мнимыми санкциями, если всем в Вашингтоне хорошо известно, что никаких санкций против Азербайджана принято не будет. Ибо в этом случае придется ввести санкции против всех стран постсоветского региона, что никак не вписывается в теории политического прагматизма — еще одного краеугольного камня неоднородной американской внешнеполитической доктрины. Вот-вот, в одной доктрине соседствует либерализм и прагматизм. И где-то посредине нашли место неореваншизму, который отталкивает маленькие, но гордые народы от глобалистской империи, которая покоряет мир с помощью своего бесчеловечного оружия — хаоса и разрушения, завернутых в обертку политического либерализма во имя свободы личности…
Нет, мы никогда не станем на колени перед ними! Ибо азербайджанцы, рабы не мы — мы не рабы! Довольно раболепия!
Правление совестью
Я не случайно вспомнил автора бессмертной философской сказки про удавов и кроликов русского писателя иранского происхождения Фазиля Искандера. Помните, рассуждая об историческом оптимизме удавов, Искандер изрек гениальную мысль, что если мудрость бессильна творить добро, она делает единственное, что может, — она удлиняет путь зла. Не надо удлинять этот путь зла! Хотя все мы понимаем, что глобалистская империя далека от правления совестью.
Напомним им устами Искандера: «Никто и никогда не пробовал сделать совесть главным инструментом управления народами и миром. Если бы мы имели возможность спросить у Бога: можно ли управлять миром при помощи совести? Он ответил бы — я именно это предложил людям через своего сына, но никто не пытался это сделать…»