Политические противоречия Украины и России выливаются в масштабную взаимную экономическую блокаду, которая негативно влияет на экономику обеих стран. Больше всего страдают приграничные регионы
Регионам Украины приходиться искать новые рынки экспорта вместо российских. Однако, эта переориентация проходит не так динамично, как хотелось бы. Несмотря на рост регионов с преобладанием экспорта в ЕС, на сегодняшний день почти в половине областей преобладают поставки в СНГ.
Естественно, что сильно влияют на экономические связи географическое расположение региона. Так, экспортные предпочтения Винницкой области разделились примерно поровну: СНГ — 36%;. Европа — 34,5%, другие — почти 29%. Волынская область более категорична в своих экономических устремлениях — 19,5 % (СНГ), 75% (Европа). Примерно в одном ряду с ней стоит Закарпатская (около 22% — СНГ, около 63% — Европа), Ивано-Франковская (21% и 59%, соответственно) и Львовская (21% и 68%). А флагманом в сотрудничестве с ЕС выступает Тернопольщина — лишь около 9% отдано СНГ и 83% — Европе).
В Запорожской области уже другая картина: 43% — это СНГ и 24% — Европа. Еще более «другая» она в Харьковской области — почти 50% — СНГ и только 22% — Европа.
По мнению доцента кафедры международных экономических отношений Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина Павла Черномаза, это говорит о важности сотрудничества приграничных регионов с теми странами, с которыми они граничат.
«В ситуации же, когда введены гласные и негласные ограничения на экспорт в Россию, мы сталкиваемся с проблемами наполнения бюджета, с тем, что закрываются некоторые предприятия, в частности харьковский завод «Поршень» (ПАО «Автрамат»)», — отметил Павел Черномаз.
За 10 месяцев минувшего года по Украине в целом экспорт сократился на 9,4% — это касается всех стран, приводит данные ученый. Импорт сократился на 27%. В Россию, в частности, экспорт сократился на 29,4 %. В ЕС увеличился на 10%.
Политический курс давит экономическую целесообразность
«Экспорт в ЕС не покрывает уменьшение экспорта в Россию и страны СНГ. Кроме существующих пошлин, есть и другой барьер — производителю нужно доказать соответствие европейским нормам. Аккредитованные европейские лаборатории должны дать «добро» на экспорт продукции. В связи с этим, как известно, возникает множество проблем. Легче тем, у кого сырье, в первую очередь, сельскохозяйственное. Например, — зерно, подсолнечное масло. Украина в последнее время закрепила за собой статус поставщика сырьевой сельхозпродукции. А вот экспорт металлургической продукции, которым раньше славилась наша страна, даже уменьшился за счет событий в Донбассе», — отмечает Павел Черномаз.
К сожалению, сегодня доминируют политические решения, а не экономические, сетует эксперт.
«Машиностроение Харьковской области ориентировано на Россию, страны СНГ и некоторые страны третьего мира — те страны, которые не предъявляют очень высокие требования к качеству продукции. В свете последних событий машиностроительные предприятия вынуждены сокращать свое производство или же закрываться. Над ними довлеет жесткий политический курс — только в Европу! Но прямолинейность — это не всегда хорошо. Договариваться нужно со всеми, руководствуясь в своих действиях экономической целесообразностью», — отмечает Павел Черномаз.
Вместо «Умной границы» — «Стена»
Нынешняя ситуация российско-украинского трансграничного сотрудничества самая тяжелая за все годы, говорит Павел Черномаз, один из инициаторов создания еврорегиона «Слобожанщина». Он был создан в 2003 году. Еврорегион «Слобожанщина» выступил в роли катализатора процессов украинско-российского межрегионального трансграничного сотрудничества. По его примеру в приграничной полосе Украины и России сформировался каркас территориально компактных еврорегионов, в основе которых — соглашения между расположенными по обе стороны границы территориальными органами власти и самоуправления. В этот каркас, кроме «Слобожанщины», входят еврорегионы «Днепр» (Гомельская обл. Беларуси, Брянская обл. РФ, Черниговская обл. Украины), «Ярославна» (Курская обл. РФ, Сумская обл. Украины) и «Донбасс» (Воронежская и Ростовская обл. РФ, Донецкая и Луганская обл. Украины).
«В 2007 году, когда мы рассматривали внутренний региональный продукт (ВРП) на душу населения по всему приграничью и сравнивали его в российских и украинских регионах, мы видели четкий градиент в пользу РФ. Российские приграничные регионы в среднем в полтора раза больше вырабатывали ВРП на душу населения, чем наши. Это, соответственно, выражалось в зарплатах и пенсиях… Уже в 2012 году разрыв увеличился до двух раз. А после военных событий в Донбассе и, как следствие, разрушения экономики, этот градиент увеличится еще больше. Все это обернется перетоком рабочей силы, другими проявлениями дисбаланса приграничных территорий», — считает Павел Черномаз.
«Если раньше мы шаг за шагом, год за годом шли к сокращению препон на границе, то сегодня, к сожалению, стремительно движемся в противоположном направлении. Нашей целью было внедрение концепции «умной границы» на украинско-российском пограничье (построение сопредельными государствами совместного оптимального управления потоками людей и товаров на границе — Ред.). Были налажены хорошие отношения между Белгородской думой и Харьковским облсоветом. Была создана междепутатская группа, члены которой обменивались информацией, обсуждали, что улучшить во взаимодействии регионов. К примеру, белгородцы активно продвигали льготный режим для предпринимателей, которые инвестировали в их регион. И некоторые наши предприятия открывали дочерние, например, — подшипниковый завод. Было взаимопонимание и между областными администрациями двух областей», — вспоминает недавнее прошлое Павел Черномаз.
По его слова, несмотря на то, что не все было гладко, для жителей приграничья действовал упрощенный режим пересечения границы, без оформления миграционной карты. И это было одним из важных достижений.
Напомним, что еще в 2002 году губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев и его белгородский коллега Евгений Савченко обратились к президентам своих стран с предложением ввести упрощенный режим пересечения границы для жителей приграничных регионов. В 2006 году этот режим заработал для жителей приграничных районов, а в 2011 — уже для всех жителей приграничных областей Украины и России.
Еще в прошлом году планировалось обустройство местных пунктов пропуска на украинско-российской границе, для этих целей в областном бюджете было предусмотрено более 6 миллионов гривен. Но вместо обустройства пунктов пропуска решением сессии Харьковского областного совета от 2 октября эти деньги (6 миллионов 90 тысяч гривен) были перенаправлены на оборудование государственной границы. Как объясняется в пояснительной записке к решению сессии, необходимость в пунктах пропуска отпала.
В итоге политические противоречия ломают экономические связи. И если этот процесс не остановиться, то это существенно усугубит кризис на Украине, особенно в приграничных с РФ регионах.