Подобно многим жителям Латвии, люди, приковавшие взгляды к экранам в здании советской постройки позади министерства обороны в Риге, включают российское телевидение и проводят так бесчисленные часы. Но если основная масса их соотечественников увлечена сюжетными загогулинами российских мыльных опер, у аналитиков из натовского исследовательского центра — более интеллектуальная работа и намерения.
В условиях, когда восток Украины охвачен повстанческим движением, и возникает обеспокоенность по поводу российских попыток усилить свое влияние в других европейских странах, эти люди хотят выяснить, как государственные каналы описывают события в кремлевской интерпретации, и как средства массовой информации используются для достижения военных целей.
«НАТО поняла, что недостаточно пристально следила за происходящим на Украине и за действиями России», — говорит эксперт Элина Ланге-Ионатамишвили (Elina Lange-Ionatamishvili), работающая в Центре стратегических коммуникаций НАТО (StratCom), который открылся в Риге в прошлом году, чтобы помочь альянсу приспособиться к вызовам 21-го века с его обилием информации.
«Речь идет об экспансии российских СМИ за рубежом... и об удержании русскоязычных общин под единым политическим зонтиком, чтобы в случае необходимости в этих общинах можно было спровоцировать нужные настроения — по политическим или военным соображениям».
Отношения между Западом и Россией резко ухудшились, когда Москва в прошлом году присоединила Крым. Теперь западные страны обеспокоены тем, что пользующиеся кремлевской поддержкой СМИ будут провоцировать волнения и в других русских общинах. Сильнее всего такая обеспокоенность проявляется в Латвии, где 37% населения говорит по-русски. В то же время, страны отчаянно пытаются как-то справиться с многоголовой гидрой интернета и с экстремистскими группировками типа ИГИЛ, которые при помощи социальных сетей и компьютерных взломов распространяют свои послания и вербуют боевиков.
«В наше время можно говорить о том, что информационная война приобрела большее значение, чем настоящие военные действия, — говорит бывший американский дипломат Мэтью Брайза (Matthew J. Bryza), ныне работающий в Эстонии в Международном центре оборонных исследований (International Centre for Defence Studies). — Если кто-то отдает предпочтение применению силы, это очень серьезно, так можно лишиться жизни. Но если говорить о стратегических усилиях в целом... то настоящим полем боя является информационное пространство».
В то время как Россия придерживается своего принятого несколько десятилетий назад стратегического плана, а другие враги НАТО могут завоевывать умы и сердца при помощи религии и понятной идеологии, западные лидеры сталкиваются в этом деле с большими трудностями из-за нехватки финансов, отсутствия политической воли и в силу идеологических разногласий.
«Сейчас одна сторона ведет информационную войну, а другая - нет», — говорит Брайза. Однако западные страны уже начинают осознавать новые вызовы. Центр StratCom в Риге стал первым натовским подразделением, занимающимся вопросами информационной войны. А некоторые страны ЕС заговорили о создании в перспективе своих собственных телевизионных станций с вещанием на русском языке.
Такие инициативы вызывают раздражение у Москвы, в связи с чем заместитель министра иностранных дел Алексей Мешков заявил в понедельник информационному агентству ТАСС, что Россия с уважением относится к свободе слова, однако скептически смотрит на «контрпропагандистские» усилия своих соседей.
Аналитики согласны с тем, что создание обычного рупора НАТО или ЕС вызовет негативную реакцию, особенно в связи с тем, что эти организации при принятии перспективных внешнеполитических решений работают на основе консенсуса и могут вступить в противоречия даже на этапе согласования своего информационного посыла.
«Поскольку эти организации являются сложными и многонациональными, они не прибегают к проведению последовательных и целенаправленных пропагандистских кампаний, и особенно к контрпропаганде, которой надо заниматься очень оперативно в ответ на любую возникающую проблему», — говорит Дэвид Уэлч (David Welch), работающий директором Центра исследований войны, пропаганды и общества (Centre for the Study of War, Propaganda & Society) при Кентском университете, и ставший в 2013 году куратором выставки Британской библиотеки «Пропаганда: Власть и убеждение».
По мнению директора натовского центра StratCom Яниса Карклинса (Janis Karklins), первый шаг состоит в том, чтобы понять целевую аудиторию. Свой первый доклад с анализом российской информационной войны на Украине центр опубликовал в конце прошлого года, сделав вывод о том, что российские СМИ следуют за кремлевской внешней политикой и используют исторические повествования и ностальгию, привлекая к себе русские общины.
В этом году сотрудники Карклинса, среди которых есть дипломаты, специалисты по связям с общественностью, психологи и социальные антропологи, будут заниматься изучением тех методов, которые использует ИГИЛ при вербовке боевиков, исследованием эффективности информационной войны в Афганистане и социальных сетей, используемых в военных целях.
Один вывод НАТО уже сделала, и заключается он в том, что ее послания и сигналы не всегда доходят до целевой аудитории. «Что мы можем сделать после такого вывода? — спрашивает Карклинс. — Надо ли нам поднимать белый флаг и говорить: „Мы такие хорошие, и именно поэтому мы не можем проникать в ведущие СМИ, так как никогда не сообщаем о сенсациях, а говорим только правду и ничего, кроме правды“? Или же мы в состоянии что-то сделать, чтобы довести свои идеи до аудитории?»
«Именно в этом состоит наша задача — понять, как этого добиться, каким может быть наше изложение фактов, и как развивать эту повествовательную линию».
Ключевая задача на предстоящие годы — попытаться достучаться до тысяч разочарованных молодых людей, которые поддаются влиянию пропаганды исламских экстремистов. Согласно оценкам, в настоящее время в Сирии воюют до 5 тысяч человек со всей Европы. А ИГИЛ на этой неделе вновь продемонстрировал свои технические возможности, когда группа его сторонников взломала твиттеровский аккаунт Центрального командования ВС США.
Таким образом, налицо серьезный сдвиг в деятельности организации, которая прежде действовала на поле боя, а не в чатах и не в социальных сетях. «Киберпространство сегодня является важнейшим полем боя, на котором ведется так называемая „война идей“, — говорит Уэлч. — Но опять же, я бы подчеркнул, что это поле боя — не главное для НАТО».
Сотрудники StratCom надеются, что им удастся опровергнуть эту точку зрения и обуздать силы технологий.
«НАТО нужен концептуальный сдвиг, — говорит Брайза. — Такого рода центры проводят серьезные исследования и новаторскую аналитическую работу. Но здесь важно другое: будет ли кто-то читать их доклады и прислушиваться к их рекомендациям».