После теракта в редакции французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo хэштег #JeSuisCharlie (#Я — Шарли) получил мировую известность.
Но есть еще один тег — хотя он и не так известен, но имеет не меньшее историческое и политическое значение: #JeSuisAhmed (#Я — Ахмед).
Он создан в память об Ахмеде Мерабе (Ahmed Merabet), одном из полицейских, погибшем во время теракта в среду от рук двух братьев, которых считали радикальными мусульманами и которые учинили стрельбу в редакции журнала из-за карикатур на исламские святыни. Убитый полицейский, кажется, тоже был мусульманином, и его родители были родом из Северной Африки — как и убийцы.
Многочисленное и многоликое мусульманское население все легче осваиваются во Франции, сливается с коренными французами — несмотря на радикализацию бедных слоев. Но мусульманам приходится приспосабливаться к культурным особенностям страны, возникшим еще во времена колониального прошлого Франции, а также к секуляризации, захлестнувшей общество мощной волной.
Вопрос: Какова современная история мусульман во Франции?
Подавляющее большинство мусульман во Франции — это выходцы из бывших африканских колоний. По сравнению с другими колониями, самые драматические отношения у Франции сложились с Алжиром. Когда в 1954 году началась Алжирская война, ожесточенная борьба за власть навсегда испортила отношения между этими странами. Французов выдворили из Алжира, а после того, как в 1962 году Алжир получил независимость, его гражданам запретили въезд во Францию. В результате возникла атмосфера предвзятого отношения и подозрительности по отношению друг к другу, которая сохранилась до того времени, когда в послевоенные годы экономического расцвета — особенно в 1960-1970-е годы — во Францию в поисках низкооплачиваемой работы устремились иммигранты из Северной Африки, в основном, из Алжира и Марокко. Многие из них осели в пригородах Парижа и других крупных городов — на окраинах.
«Во Франции то, как... принимали людей из Северной Африки..., происходило в ужасных условиях, — рассказывает жительница Парижа Мунира Шатти (Mounira Chatti), которая преподает арабскую и франкоязычную литературу, а также изучает социально-исторические явления и проблемы интеграции. — Им предоставляли вроде бы временное жилье и давали временную работу, но потом оказалось, что это навсегда».
Многие французы считают, что то, как их страна действовала в Алжире во время войны за независимость, является позорным пятном в истории Франции — примерно так же недостойно проявил себя режим Виши во время Второй мировой войны. Но, несмотря на существующую напряженность, многие мигранты из Северной Африки по-прежнему приезжают во Францию в поисках лучшей жизни и полностью принимают ценности французского бездуховного и безбожного общества.
Вопрос: Как в целом воспринимают мусульман во Франции?
Согласно соцопросу, проведенному в 2010 году исследовательским центром Pew, 72% респондентов-французов относятся к мусульманам положительно, причем во Франции число таких благосклонно настроенных респондентов выше, чем в других странах Европы, в которых проводился опрос. И мигранты из североафриканских стран продолжают приезжать во Францию в большом количестве в поисках лучшей жизни и полностью принимают ценности французского светски ориентированного и далекого от духовности общества.
Вопрос: Чем отличается жизнь мусульман во Франции?
Из-за того, что Франция светски ориентирована, мусульмане в этой стране живут совершенно иначе по сравнению с другими странами Европы. Мусульмане во Франции составляют около 5-10% (приблизительно 5 миллионов) от общего населения страны — это самая многочисленная мусульманская община в Европе. Но, начиная с 1905 года, в результате отделения церкви от государства, на законодательном уровне во Франции стали принимать некоторые более сомнительные и провокационные решения. В 2004 году был принят закон, запрещающий носить в школах хиджабы, ермолки и нательные крестики, а в 2011 году вышел закон, согласно которому в общественных местах не разрешается появляться в одежде, полностью закрывающей лицо, в том числе в никабе. Многие мусульмане говорят, что закон об отделении церкви от государства направлен против мусульман, и многие мусульманки во Франции надевают хиджаб даже если они не очень религиозны — просто для того, чтобы продемонстрировать и отстоять свою культурную идентичность.
«Обстановка во Франции очень своеобразна. Колониальное прошлое страны очень сильно влияет на коллективную память народа, — считает Мансурия Мокефи (Mansouria Mohkefi), специальный советник по вопросам Ближнего Востока и Северной Африки во Французском институте международных отношений в Париже. — Любое проявление коммунитаризма или публичная демонстрация религиозности здесь запрещены».
Вопрос: Насколько маргинализована мусульманская община?
Не так, как раньше, однако по-прежнему существуют политические барьеры, а отсутствие у мусульман возможности найти работу в пригороде вызывает, как и раньше, чувство безысходности и социальной изоляции, о чем свидетельствовали массовые беспорядки в пригородах Парижа в 2005 году. По мнению г-жи Шатти, источник этой проблемы заключается в интеграции. «Французские власти испытывают огромные трудности и не в состоянии до конца обеспечить взаимодействие представителей различных культур, говорящих на разных языках», — говорит она.
Мусульмане часто говорят, что независимо от того, насколько они не согласны с внешней политикой США, им кажется, что им, как мусульманам, гораздо лучше жилось бы в США, чем в Европе. И в то же время, представители третьего и четвертого поколений французских мусульман являются полноправными гражданами и могут учиться в частных школах, становиться врачами, юристами и полицейскими — такими как Ахмед Мерабе.
В политическом отношении мусульмане смогли утвердиться в обществе с большим трудом, и многие из них считают, что виной тому стали политические разногласия внутри общины, главным образом между марокканцами и алжирцами. И хотя средства массовой информации стремятся освещать в основном события негативного характера — массовые беспорядки или теракты с религиозным подтекстом, в большинстве случаев, как отмечают наблюдатели, их недовольство властями находило решение в суде, а не путем насилия.
Вопрос: Существует ли новая исламофобия?
Да. В результате стечения некоторых обстоятельств настал критический, момент для мусульман, живущих в Европе, особенно для тех из них, кто живет во Франции. Политические беспорядки на Ближнем Востоке перешли на европейскую территорию, разжигая страсти, но и вовлекая граждан Франции и других стран в исламистские войны в Сирии, а с недавних пор и в Ираке. По сравнению с другими странами Европы больше всего боевиков-исламистов — выходцы из Франции.
Когда в мае прошлого года гражданин Франции, воевавший в Сирии, открыл стрельбу в еврейском музее в Брюсселе, сбылись самые худшие опасения многих жителей Европы. Затем Францию потрясли не менее драматичные события, когда в горах Алжира был обезглавлен французский турист из-за того, что «Исламское государство» заставило своих членов убивать граждан западных стран, в том числе и «грязных французов». Считается, что это было возмездием за то, что Франция приняла участие в бомбардировках, которые США применили против ИГ на Ближнем Востоке. Теракт в редакции Charlie Hebdo, в результате которого было убито 12 человек, и который, якобы, была организован «Аль-Каидой» с Аравийского полуострова, еще больше усилили опасения перед лицом исламистской угрозы.
Мусульмане первыми осудили этих злоумышленников, считая их террористами, манипулирующих учением ислама. Но одновременно с активизацией радикалов усилилось и недовольство популистов, которые высказывают в основном анти иммигрантские настроения. Этот теракт может усилить позиции Национального фронта, возглавляемого Марин Ле Пен (Marine Le Pen), поскольку избиратели боятся радикального ислама и часто ассоциируют его со всеми мусульманами.
Но нагоняют страх и сеют панику не только политики. В этом месяце скандально известный писатель Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq) опубликовал свою новую книгу «Покорность» («Submission»), в которой Франция представлена как мусульманская страна, где царит многоженство и разгуливают женщины, закутанные в паранджу.
Но, пожалуй, самый удачный вывод сделал марсельский подросток, когда в марте прошлого года в интервью нашему корреспонденту сказал: «У меня такое чувство, будто я родился в самое неподходящее для мусульман время».