Москва — В первый день Гайдаровского форума его участники указали, что «нефтяная игла» страшнее санкций, и обсудили, как Москве отвечать на вызовы. Новый курс так и не был обозначен.
14 января в Москве открылся IV Гайдаровский форум, традиционно устраиваемый в начале года на базе Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС). Если в прошлом году форум проходил под девизом «Россия и мир: устойчивое развитие», то в этом организаторы выбрали слоган «Россия и мир: новый вектор». По их замыслу, именно новый вектор должен вывести РФ из кризиса, в который она постепенно погружается. Насколько продуктивными будут поиски нового курса, сказать пока трудно — свежих идей представителями властей на форуме озвучено не было.
Украинский фактор не главный
Модератором первой дискуссии под названием «Здоровое будущее экономики» стал экс-министр финансов России Алексей Кудрин. Собственные соображения на тему «здорового будущего» он не высказал, сразу передав слово президенту «Сбербанка» Герману Грефу, который, как и в минувшем году, стал главным ньюсмейкером на мероприятии.
По словам Грефа, на экономику России сегодня влияют три фактора: структурное замедление, геополитика и низкие цены на нефть. Последние приведут к выпадению из бюджета России в 2015 году 3,4 триллиона рублей доходов (около 23 процентов всех доходов). Ожидать скорого возвращения высоких цен на нефть не стоит, считает Греф. По его выражению, «ждать отскока нельзя, надо заниматься внутренними проблемами». «Если бы не было событий на Украине, все равно было бы ухудшение показателей», — уверен он.
Цифры, подтверждающие это утверждение, привел министр финансов Антон Силуанов. «Наступил момент истины, — сказал он. — На 180 миллиардов долларов снизились поступления в бюджет из-за падения цен на нефть и лишь на 40-60 миллиардов — из-за санкций». Иными словами, проблемы России связаны с ее застарелой болезнью — зависимостью от «нефтяной иглы». Чтобы преодолеть ее, нужен «радикальный поворот, ломающий стереотипы», считает Греф.
Меры преодоления
Однако участники дискуссии ни одного прорывного решения не предложили. Министр экономразвития Алексей Улюкаев начал с пожелания присутствующим здоровья и душевного спокойствия, что было встречено смехом и аплодисментами. «На этом можно было бы и закончить», — пошутил он и добавил, что сегодня как никогда актуальны некоторые высказывания «незаслуженно забытого» Ленина, в начале прошлого века предсказавшего «конец эпохи благостного развития».
«Настал мир скачкообразный, конфликтный, труднопредсказуемый. И наши меры должны быть адекватными и ситуации, когда нефть стоит 130 долларов за баррель, и когда она стоит 30», — пояснил свою позицию министр. По его словам, России необходимо делать ставку на малый бизнес, и для этого стоило бы обнулить для него налоговую и регулятивную нагрузку. Не обойтись, по мнению Улюкаева, и без сокращения расходов бюджета, но здесь надо действовать осторожно, чтобы по минимуму урезать производственные расходы, которые, в отличие от оборонных, сократить проще всего.
Точечные корректировки
За оборонные расходы можно, кстати, не волноваться — они сокращаться не будут. Об этом в свою очередь сообщил министр финансов. По его словам, речь будет идти о сокращении всех расходов федерального бюджета примерно на 10 процентов — «за исключением оборонных». В итоге, по данным министра, высвободится примерно 1 триллион рублей.
Дальше возникает вопрос, как разумно этими средствами распорядиться, внесла конструктив зампред правительства Ольга Голодец. «В 2012-2013 году мы тоже сократили расходы почти на триллион, но никто этого не заметил, потому что средства были неэффективно израсходованы», — напомнила она. Своей миссией Голодец видит «сохранение покупательной способности по отдельным категориям». «Потому что пенсионеры и семьи с детьми — это главные покупатели отечественных недорогих товаров», — объяснила она.
Учиться, учиться и снова учиться
Тема импортозамещения стала ключевой в выступлении премьер-министра Дмитрия Медведева. В отличие от своих подчиненных, глава правительства перечислил конкретные шаги, которые планируется сделать на пути преодоления кризиса. По словам Медведева, в части помощи российским производителям до конца полугодия будут приняты планы по импортозамещению в ряде отраслей — оборонке, фармацевтике, станкостроении, нефтегазовом машиностроении, сельском хозяйстве.
По словам премьера, будут применяться и такие инструменты поддержки, как специальный инвестиционный контракт, Фонд развития промышленности, проектное финансирование. Банкам, готовым расширять кредитование реального сектора, предоставят возможности докапитализации.
Малый и средний бизнес получат возможность кредитования через Агентство кредитных гарантий. В пользу отечественных производителей будет перенастроен и механизм госзакупок. «Девальвация слов и обещаний хуже девальвации рубля. Мы должны учиться жить при низких ценах на энергоносители», — указал задачу премьер.
Кризис целеполагания
Главы профильных министерств особое внимание уделили возможностям расходования средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, совокупный объем которых составляет около 9,5 триллиона рублей.
Антон Силуанов напомнил, что разрешенный для использования в 2015 году объем Резервного фонда составляет 500 миллиардов рублей. По его мнению, было бы эффективно использовать их для реализации на рынке. Алексей Улюкаев добавил, что теоретически резервов хватит для покрытия недостающих доходов бюджета на три года.
Последнее слово в дискуссии осталось за Германом Грефом, который заявил, что, как и в прошлом году, не увидел четкой цели, которую озвучили бы министры. «Сколько потратить и за сколько лет — это тупик», — заявил он.
По словам Грефа, России угрожает сценарий, при котором «государство будет капитализировать банки и повышать свою долю в них, а банки будут покупать индустриальные предприятия и становиться финансово-промышленными группами». В итоге в России, по его выражению, будет громадное государство, и вся экономика будет государственной. Чтобы избежать этого, заключил глава «Сбербанка», необходимо в кратчайшие сроки определиться с приоритетами экономической политики.