Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ненавидеть их обучили под «Сталинградом»

В парижской мечети у метро «Сталинград» подростки-сироты Куаши стали радикалами

© East News / AP Photo/Majdi MohammedПалестинка с плакатом «Я – Шарли» во время акции в городе Рамалла
Палестинка с плакатом «Я – Шарли» во время акции в городе Рамалла
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
9 января во Франции опубликовали новую книгу большого европейского автора Мишеля Уэльбека «Покорность» — социальную утопию, повествующую о скором приходе к власти президента-мусульманина. По сюжету, его поддержали французские «левые», лишь бы во главе государства не оказалась «правая» Марин Ле Пен, и Франция мутировала в общество, живущее по законам шариата.

В сердце Европы оскорбленные исламисты устроили кровавую бойню, посчитав, что грубая сила способна сломать стремление к свободе — в том числе свободе насмехаться над пещерным укладом любой из религий. Варвары, не сознающие, что проблемы оскорбленных чувств должны решаться в суде, расстреляли в центре Парижа художников, веривших, что могут смеяться над всем чем угодно. «Калашников» против карандаша? Солдаты ислама перебили карикатуристов, а после пожертвовали собой, полагая, наверное, что принимают благородную смерть. Это несусветная глупость, в такой гибели нет и намека на честь: воины с шутами не воюют.

9 января во Франции была опубликована новая книга большого европейского автора Мишеля Уэльбека (Michel Houellebecq) «Покорность» — социальная утопия, повествующая о скором приходе к власти в Пятой Республике президента-мусульманина: по сюжету, его поддержали французские «левые», лишь бы во главе государства не оказалась «правая» Марин Ле Пен (Marine Le Pen); и Франция мутировала в общество, живущее по законам шариата.

Несколькими днями раньше Уэльбек появился на обложке Charlie Hebdo, сатирического еженедельника с крошечным тиражом и большой любовью к провокациям. 7 января в редакцию газеты ворвались несколько вооруженных автоматами и гранатометами исламистов в камуфляже и открыли стрельбу. Погибли 12 человек — ведущие карикатуристы Charlie Hebdo, главный редактор Стефан Шарбонье (Stéphane Charbonnier), совладелец газеты, писатель, журналист и экономист Бернар Мари (Bernard Maris), корректор Мустафа Уррад (Mustapha Ourrad), полицейский патрульный Ахмед Мерабе (Ahmed Merabet), первым прибывший на звуки стрельбы. Нападение длилось всего пять минут.

По словам очевидцев, редакцию расстреливали под крики «Аллах акбар» и »Мы отомстили за пророка». Стефан Шарбонье попал в »черный список» «Аль-Каиды» в 2013 году. «Может звучать напыщенно, но я предпочту умереть стоя, чем жить на коленях», — говорил главный редактор. В последнем номере газеты была опубликована его карикатура с текстом «Во Франции все еще нет терактов? Подождите, у нас весь январь для поздравлений».

Редакцию Charlie Hebdo расстреляли братья Саид (Saïd Kouachi) и Шериф Куаши (Chérif Kouachi). Родившиеся во Франции в 1980 и 1982 годах дети иммигрантов из Алжира остались сиротами в подростковом возрасте, попали в приемную семью к французу, недавно принявшему ислам, и нашли себя в парижской мечети у метро «Сталинград», откуда вышли салафитами-вербовщиками «Аль-Каиды». Оба имели связи с радикальными исламистами и не раз попадали в поле зрения французской полиции, оба состояли в антитеррористических списках авиапассажиров, которых не посадят на борт самолета, направляющегося в США, и в списке лиц, за которыми ведется наблюдение в государствах Шенгенского соглашения.

Старший брат проходил тренировки в лагерях «Аль-Каиды» в Йемене. Младший отсидел полтора года за содействие отправке боевиков в Ирак. Перед входом в редакцию газеты убийцы говорили случайным прохожим, что они — «из йеменской „Аль-Каиды“«. Третий участник нападения на Charlie Hebdo — по некоторым сведениям, это 18-летний учащийся Хамид Мурад (Hamid Murad) — на следующий день после расстрела журналистов сдался полиции. Братья скрылись с места преступления, оставив — вероятно, намеренно — документы. За поиском бандитов мир напряженно следил 53 часа. 9 января братья Куаши были уничтожены французским спецназом в ходе спецоперации в городе Даммартен-ан-Гоэль по соседству с аэропортом «Шарль де Голль».

Накануне, 8 января, неизвестный открыл стрельбу в городе Монруж к югу от Парижа, убив сотрудницу полиции и ранив сотрудника дорожной службы. 9 января стрелок из Монружа, оказавшийся сообщником братьев Куаши по имени Амеди Кулибали (Amedy Coulibaly), захватил заложников в магазине кошерных продуктов у Венсенских ворот в Париже. Вооруженный автоматическим оружием, 32-летний бандит при захвате магазина убил четырех человек. В ходе многочасовых переговоров Кулибали сообщил, что убил людей «потому, что это евреи» и действует он по указанию «Исламского халифата». Бандит требовал прекратить преследование братьев Куаши и угрожал убить остальных заложников. Спецназ взял магазин штурмом, освободил людей и застрелил террориста. 24-летний сотрудник кошерного супермаркета, чернокожий мусульманин Ласана Батили (Lassana Bathily), не имеющий французского гражданства, спас пять человек, в том числе трехлетнего ребенка, спрятав их в отключенной холодильной камере магазина.

Почему «Шарли»?

Еженедельник Charlie Hebdo был основан в 1969 году на базе ежемесячного сатирического журнала Hara-Kiri. Стилем Charlie стали высказывания на грани фола по поводу любых актуальных событий, в том числе трагических. Уже через год французские власти запретили издание, поначалу называвшееся Hara Kiri Hebdo, за шутку по поводу смерти бывшего президента страны Шарля де Голля (Charles de Gaulle). Газета сменила название на Charlie Hebdo и продолжила издаваться, но за десять лет потеряла популярность и в 1981 году закрылась. Еще через десять лет произошел успешный перезапуск сатирического издания: в 1992 году первый номер нового Charlie Hebdo купили свыше ста тысяч читателей.

Издание занимает непримиримые антиклерикальные позиции, регулярно высмеивая все религии — от католицизма до ислама. В 2006 году Charlie Hebdo стал одним из немногих изданий, перепечатавших серию карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных в датской газете Jyllands-Posten. В дальнейшем Мухаммед неоднократно появлялся на страницах Charlie Hebdo, в том числе полуобнаженным. На одной из передовиц еженедельника пророк держался за голову, говоря: «Как тяжело, когда тебя почитают глупцы».

В 2011 году газета Charlie Hebdo на один выпуск переименовалась в Charia Hebdo, ее приглашенным главным редактором стал пророк Мухаммед, с обложки обещавший «сто ударов кнутом каждому, кто не умрет от смеха». Накануне выхода номера редакцию издания забросали бутылками с зажигательной смесью, помещение полностью выгорело. И до, и после пожара творческий коллектив издания неоднократно получал угрозы от радикалов.

«12 человек погибли, 66 миллионов ранены»

Цивилизованный мир посчитал нападение на редакцию Charlie Hebdo циничным ударом по тем ценностям, за которые европейцы — французы в первых рядах — боролись столетиями и не готовы предать их под ударом варварского кулака. Лаицизм — французское понятие: движение за секуляризацию общественной жизни, за отказ от религиозных догм, институтов и практик имеет в этой стране глубокие корни. Принятый здесь в 1905 году Закон о разделении церкви и государства стал первым для современного общества. Неужели жившей дольше столетия в антиклерикальных традициях стране придется бояться безумцев, фундаменталистов-догматиков, не знающих, что вера — это любовь и прощение?

Почтить память погибших и выразить солидарность с идеями свободы на улицы Парижа вышли полтора миллиона человек. На »марш молчания» в столицу Франции прибыли главы 47 государств и правительств. Траурный текст Je suis Charlie («Шарли — это я») сегодня знаком всему миру. К сожалению, среди посмеивающихся над этой фразой, полагая, что журналисты Charlie Hebdo «сами виноваты» и »нечего было провоцировать религиозных фанатиков», оказалось немало тех, кто пишет и думает по-русски.

Во французских школах во время минуты молчания не обошлось без инцидентов, связанных с восхвалением терактов, а также антисемитских выходок. За несколько дней, миновавших с расстрела редакции, во Франции насчитали 21 проявление антиисламских настроений — нападения, оскорбления, угрозы. Оказывается, во Франции 2015 года можно умереть из-за слов, идей и рисунков.

Но убить Charlie бандиты не сумели. Обычный тираж газеты составлял 60 тысяч экземпляров. Новый номер Charlie Hebdo вышел 14 января тиражом три миллиона.