Фильм «Американский снайпер» относится к той категории фильмов, которые неизбежно привлекают к себе всеобщее внимание и вызывают массу споров. Этот фильм, снятый Клинтом Иствудом, основан на истории жизни Криса Кайла (Chris Kyle), морского пехотинца и снайпера, ставшего рекордсменом по числу убитых им врагов.
Кайл был в Ираке четыре раза, и за время своей службы там он убил более 160 врагов. Затем он вернулся в США, уволился из армии и основал фирму, занимавшуюся обучением стрельбе и самообороне. Он также оказывал помощь другим ветеранам, прошедшим войну. Именно один из таких ветеранов, который, по слухам, страдал посттравматическим стрессовым расстройством, и убил Кайла, когда они вместе отправились на полигон.
Критики приняли фильм весьма благосклонно, назвав его «данью воину и плачем по войне», «потрясающим военным фильмом и потрясающим антивоенным фильмом», «сложным и заставляющим задуматься». Некоторые критики даже сравнили его с «Повелителем бури» (The Hurt Locker) Кэтрин Бигелоу (Kathryn Bigelow), потому что его главному герою тоже приходится пройти через множество испытаний.
Однако мне приходит на ум другой фильм Бигелоу. В «Цели номер один» (Zero Dark Thirty) применение пыток в «войне с террором» изображается так, что и сторонники, и критики этих методов уходят из кинотеатра, уверенные в том, что фильм отражает именно их взгляды. Этот фильм сделал тему пыток более сложной и полной нюансов, чем она является в реальности: пытки — это преступление, кроме того, они не позволяют получить надежную информацию, потому что под пытками человек скажет что угодно, лишь бы его мучения прекратились. Неважно, сколько правительственных юристов будут убеждать президента, что пытки — это нормально, потому что он главнокомандующий, или сколько бюрократов, вроде главы ЦРУ Джона Бреннана (John Brennan), готовы применить их снова, это все равно преступление.
Я не смотрел «Американского снайпера». Однако, если судить по трейлеру, фильм Иствуда, как и «Цель номер один», делает достаточно простую ситуацию гораздо более сложной, чем она есть на самом деле.
Во время просмотра трейлера создается впечатление, что Бредли Купер (Bradley Cooper), который в фильме сыграл роль Кайла, испытывает неуверенность и тревогу нравственного порядка. Однако все, кто читал автобиографию Кайла под названием «Американский снайпер», знают, что его бравада не оставляет места сомнениям. Для него враги — это презренные дикари и зло. Он сожалеет только о том, что ему не удалось убить еще больше врагов. Он жаловался на то, что существуют правила ведения боя, которые, с его точки зрения, были написаны юристами, чтобы защитить генералов от политиков. Он выступает за то, чтобы солдатам, наконец, развязали руки и разрешили им воевать так, как они считают нужным. В своей автобиографии он также признается, что существует еще и неофициальное правило ведения боя, и звучит оно очень просто: «Если ты видишь кого-то в возрасте от 16 до 65 лет и это мужчина, стреляй в него. Убивай всех мужчин, которых видишь».
Такое мировосприятие в сравнении с портретом Кайла в фильме Иствуда заставило Линди Уэст (Lindy West) написать статью для Guardian, в которой она спрашивает: «Настоящий Американский снайпер был полным ненависти убийцей. Почему же ограниченные патриоты считают его героем?» Ответ на этот вопрос может быть таким: потому что многие американцы не в состоянии признать, что в Иракской войне США ничего не выиграли и что жертвы, которые принесли Кайл и многие другие, были принесены напрасно. Более того, называя Кайла героем и игнорируя все остальные варианты, многие американцы пытаются закрыть глаза на последствия вторжения в страну, у которой не было оружия массового уничтожения, которая не имела никакого отношения к терактам 11 сентября и никаких прочных связей с «Аль-Каидой» (хотя надо признать, что наше вторжение в Ирак коренным образом изменило ситуацию).
Согласно результатам нового исследования, с 2003 по 2011 год в Ираке было зафиксировано 461 тысяч ничем не оправданных смертей, ставших результатом войны. Если это действительно так, то на совести Джорджа Буша-младшего, возможно, больше жертв среди мирного населения Ирака, чем на совести Саддама Хусейна. Но в этих смертях виновен не только Буш. Мы живем в демократии, где люди сами выбирают свое правительство, поэтому граждане США тоже несут ответственность за действия своего правительства. И, если рассуждать с этих позиций, не только Кайл жал на курок. Это делали все мы.