Суд и обвинительный приговор, вынесенный одному из лидеров российской оппозиции Алексею Навальному, это откровенная попытка заставить замолчать жесткого критика коррупции среди правительственной и деловой элиты страны, а также очередное доказательство ужесточения контроля Путина над национальной политикой. Хотя участие министра иностранных дел России Сергея Лаврова в воскресной демонстрации в Париже, на которую пришли более миллиона человек, на мгновение могло показаться весьма обнадеживающим знаком, российскому правительству следовало бы, наконец, начать внедрять такие принципы, как свобода слова, у себя на родине. А мировым лидерам, приехавшим в Париж, следовало бы настаивать на честном и публичном слушании теперь, когда Навальный обратился в Европейский суд по правам человека.
Навальный, в прошлом юрист, а ныне активист оппозиции, превратился в угрозу для путинской смеси авторитарного контроля и «управляемой демократии», когда в 2013 году он принял участие в выборах мэра Москвы и набрал 27% голосов.
Кремль ответил на это обвинениями в растрате, а российский суд признал его виновным и поместил его под домашний арест. Правительство также заблокировало его блог на территории России. Однако Навальный продолжает вести себя чрезвычайно вызывающе: недавно он срезал электронный браслет, выложил в сеть его фотографию и отправился в магазин за молоком. Кроме того, Навальный подал жалобу на решение российских судов в Европейский суд по правам человека. Как сообщает РИА Новости, суд дал российским чиновникам время на ответ до 13 февраля.
Хотя падение цен на нефть ослабило Путина, у России, по некоторым оценкам, все еще остается 380 миллиардов долларов валютных резервов. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить поддержку со стороны пенсионеров и аппаратчиков средней руки, получающих зарплату от государства. Однако для многих россиян Навальный стал символом надежды: он остается честным критиком коррупции в российском правительстве, многие представители которого сколотили себе личные состояния в период высоких доходов от продажи нефти и газа. Навальный является националистом, представляющим интересы тех этнических русских, которых беспокоит приток иммигрантов из бывших советских республик.
В 2013 году сенатор Роберт Менендес (Robert Menendez), председатель Комитета по международным отношениям Сената США, осудил вынесение обвинительного приговора Навальному, сказав, что «российскому правительству следует изменить курс и прекратить наступление на свободы людей и их право на выражение политических взглядов. И начать оно может с освобождения Навального». Теперь у этого комитета есть возможность перевести этот вопрос на новый уровень. Сенатор Боб Коркер (Bob Corker), которого недавно избрали на пост председателя этого комитета, должен заняться делом Навального. Хотя пока остается неясным, сможет ли Навальный преобразовать российское общество, как это сделали активисты Андрей Сахаров и Елена Боннер, он не должен противостоять российскому правительству в одиночку.