Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Читая революцию: книги, которых стоит ждать в 2015 году

Выборы, империи и «крайнее настоящее»: путеводитель по новому литературному году от редактора отдела культуры New Statesman

© Fotolia / xyКниги и учебники
Книги и учебники
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Античная история больше не считается замшелой и скучной – ею теперь занимаются лучшие из наших популяризаторов истории. В 2015 году выходят книги и о менее давних кровопролитиях. Писатели регулярно воскрешают своих предшественников, однако в этом году литература о литераторах стала настоящим поветрием. Авторов продолжает интересовать наше цифровое настоящее и будущее. Феминизм по-прежнему актуален.

В прошлом году 85% шотландцев пришли на референдум о независимости. Увидим ли мы такой же энтузиазм на майских парламентских выборах, или Рассел Брэнд (Russell Brand) (юморист и телеведущий, призывающий аудиторию не ходить на выборы, — прим. перев.) и общее недоверие к политическому мэйнстриму уже решили дело?

Издательская индустрия надеется, что нас, несмотря ни на что, по-прежнему интересуют политика и судьбы страны, и поэтому в избытке обеспечивает аудиторию  предвыборным чтением. Начнем с «Переворота Кэмерона» («Cameron’s Coup») (Guardian Faber, январь) — книги, в которой Полли Тойнби (Polly Toynbee) и Дэвид Уокер (David Walker), путешествуя по Британии, демонстрируют размах «атаки коалиции на сложившийся после войны общественный строй». Светлому будущему посвящены «Чего мы можем добиться» («How Good Can We Be») выступающего против «наемнического общества» Уилла Хаттона (Will Hutton) (Little, Brown, февраль) и «Достопочтенные друзья? Парламент и борьба за перемены» («Honourable Friends? Parliament and the Fight for Change») депутата от «зеленых» Кэролайн Лукас (Caroline Lucas) (Portobello, март). Кроме этого бывший советник Блэра Майкл Барбер (Michael Barber) делится с читателями своими мыслями о том, «Как управлять правительством» («How to Run a Government») (Allen Lane, март), а Энтони Кинг (Anthony King) спрашивает: «Кто правит Британией?» («Who Governs Britain?») — и сам же отвечает на этот вопрос (Pelican, апрель).

Джорджия Гулд (Georgia Gould), член районного совета от Лейбористской партии и дочь блэровского политического консультанта Филипа Гулда (Philip Gould), рассматривает в своей книге «Заброшенные» («Wasted») (Little, Brown, февраль) проблему молодежи. Джоанна Биггс (Joanna Biggs) в своей книге «С утра до ночи» («All Day Long») (Serpent’s Tail, апрель) рисует панораму Британии за работой, напоминающую о классической «Работе» Стадса Теркела. «Безумцы и злодеи: как британская политика встретилась с рекламным бизнесом» («Mad Men and Bad Men: What Happened When British Politics Met Advertising» Сэма Дилейни (Sam Delaney) (Faber & Faber, февраль) обеспечит читателям дозу здорового скептицизма, которая может быть особенно полезна на фоне поднимающейся в этом году волны лозунгов и пиара.

Книга Дилейни в частности повествует об  истории с плакатом «Лейборизм не работает» («Labour Isn’t Working») (игра слов: «labour» может значить, как «лейбористкая партия», так и «рабочая сила»; на плакате была изображена очередь на биржу труда, — прим. перев.), который помог Мэгги Тэтчер стать премьером, а в августе член парламента от консерваторов Куаси Куартэнг (Kwasi Kwarteng) выпускает в издательстве Bloomsbury  свою работу «Испытание Тэтчер» («Thatcher’s Trial»). Вдобавок в октябре в издательстве Allen Lane выходит второй том биографии Тэтчер, написанной Чарльзом Муром (Charles Moore).
Еще одна важная биографическая работа— книга Джонатана Бейта (Jonathan Bate) о Теде Хьюзе (Ted Hughes) (британский поэт, — прим. перев.), должна была выйти в издательстве Faber, однако вдова Хьюза Кэрол в итоге отказалась от сотрудничества с биографом, заявив, что он «уклонился от изначальной задачи», которая требовала сфокусироваться на литературном пути своего героя. Теперь Бейт может свободно писать о личной жизни поэта, но вынужден будет свести к минимуму цитирование его текстов. Питер Акройд (Peter Ackroyd) поступил также в своей биографии Т. С Элиота — кстати, любимого автора Хьюза.

Новая биография «Молодой Элиот» («Young Eliot») Роберта Кроуфорда (Robert Crawford), выходящая в издательстве Jonathan Cape в феврале, в районе 50-летней годовщины смерти своего героя, начинается с его детства в Сент-Луисе и заканчивается «Бесплодной землей». Также в этом году мы ждем биографию Джона ле Карре (John le Carré) авторства Адама Сисмена (Adam Sisman) (Bloomsbury, октябрь), и написанную Ричардом Дэвенпорт-Хайнсом (Richard Davenport-Hines) биографию Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes), экономические идеи которого после 2008 года снова стали предметом яростных споров (William Collins, март).

Если Кейнс в нынешней обстановке вас не радует, может быть от мрачных экономических вопросов поможет отвлечься Грейс Джонс (Grace Jones). Ее выходящие в сентябре в Simon & Schuster мемуары «Мисс Грейс Джонс» («Miss Grace Jones») обещают много диско-угара, художественных экспериментов и плохого кино из 1980-х годов. К слову, Джонс, обладательнице характерного голоса в две с половиной октавы, вероятно, должна понравиться книга певицы и обозревателя New Statesman Трейси Торн (Tracey Thorn) «Обнаженные в Альберт-холле» («Naked at the Albert Hall») (Virago, май), посвященная «пьянящей радости пения и душевным мукам, которые оно иногда приносит». И еще о музыке — в июне в Bodley Head выходит «Как музыка стала свободной» («How Music Got Free») Стивена Ричарда Уитта (Stephen Richard Witt), повествующая о том, как сказались на музыкальной индустрии MP3 и пиратство.

Авторов продолжает интересовать наше цифровое настоящее и будущее. В числе книг об информации, конфиденциальности и автоматизации, следует упомянуть «Интернет — это не выход» («The Internet Is Not the Answer») (Atlantic, февраль), в которой Эндрю Кин (Andrew Keen) пишет о негативном воздействии сети на наше общество. Джон Ронсон (Jon Ronson) подробнее пишет об одном из этих отрицательных эффектов — публичном осмеянии в социальных сетях - в «Итак, вас публично унизили» («So You’ve Been Publicly Shamed») (Picador, март). Если Ронсона волнует проблема перехода на личности, то автор концепции «Большого общества» Стив Хилтон (Steve Hilton), считает, что технологии (в числе прочих факторов) делают наше общество пугающе безличным и предлагает нам стать «Более человечными» («More Human») (W H Allen, июнь).

Многие считают, что человек по определению обладает свободой воли.  Джон Грей (John Gray), наш ведущий книжный обозреватель, опровергает эту идею в своей работе «Душа марионетки: короткое исследование о человеческой свободе» («The Soul of the Marionette: a Short Inquiry into Human Freedom») (Allen Lane, март), затрагивающей широкий круг тем — от кибернетики до кукольного театра. Три других мыслителя – Дуглас Коупленд (Douglas Coupland), Ганс Ульрих Обрист (Hans Ulrich Obrist) и Шамон Басар (Shumon Basar) – применяют идеи Маршалла Маклюэна (Marshall McLuhan) к цифровому веку, который они называют «крайним настоящим», в «Эпохе землетрясений» («The Age of Earthquakes» (Penguin, март). Если не ограничиваться миром на компьютерном экране, придется также вспомнить о «Приметах местности» («Landmarks») Роберта Макфарлана (Robert Macfarlane) (Hamish Hamilton, март), в которой исследуются отношения между языком и пейзажем.

Феминизм по-прежнему актуален. В ожидании фильма «Суфражистка» («Suffragette») с Мерил Стрип (Meryl Streep) и Кэри Маллиган (Carey Mulligan) издатели переиздают  Эммелин Панкхерст (Emmeline Pankhurst) (общественная деятельница начала 20 века, боровшаяся за права женщин, — прим. перев.) и биографии наиболее колоритных персонажей из истории суфражистского движения — таких, как София Далип Сингх (Sophia Duleep Singh) и Констанция Литтон (Constance Lytton). Впрочем, историей дело не ограничивается – достаточно вспомнить о выходящей в мае в Portobello «Поступай по-женски» («Do It Like a Woman»), в которой Кэролайн Криадо-Перес (Caroline Criado-Perez) рассказывает о женских достижениях со всего мира, и о выходящей в ноябре в Canongate «Как начать революцию» («How to Start a Revolution») Маши Алехиной и Нади Толоконниковой из Pussy Riot.

Античная история больше не считается замшелой и скучной – ей теперь занимаются лучшие из наших популяризаторов истории, и у трех из них скоро выходят книги. «Сенат и римский народ» («SPQR») Мэри Бирд (Mary Beard) (Profile, октябрь) посвящена превращению Рима «из маленькой деревни в мировую сверхдержаву». Том Холланд (Tom Holland) в своей «Династии» («Dynasty»)  (Little, Brown, сентябрь) рассматривает безнравственные выходки первых римских императоров. Беттани Хьюз (Bettany Hughes) на сей раз подарила нам портрет «Стамбула» («Istanbul») (Weidenfeld & Nicolson, сентябрь). Почетное место среди исторических трудов по-прежнему занимают работы по мировым войнам. В 2015 году свои очередные книги публикуют Макс Гастингс (Max Hastings), Энтони Бивор (Antony Beevor) и Ричард Эванс (Richard J Evans). Молодой индийский автор Рагху Карнад (Raghu Karnad) занимается менее известными сюжетами. В «Самом дальнем поле» («Farthest Field») (William Collins, июнь) он прослеживает историю Второй мировой войны в Индии через призму судьбы одной семьи.

Впрочем, в 2015 году выходят книги и о менее давних кровопролитиях. Осне Сейерстад (Åsne Seierstad) в «Одном из нас» («One of Us») (Virago, март) рассказывает об убийстве 77 человек Андерсом Брейвиком (Anders Breivik) в Норвегии в  2011 году; «Рауль Моат, ты мог бы сделать что-то потрясающее со своей жизнью» («You Could do Something Amazing with your life (You are Raoul Moat)») Эндрю Ханкинсона (Andrew Hankinson) (Scribe, апрель) — «документальный роман» об убийце трех человек, за которым полицию Нортаберленда устроила в 2010 году большую охоту.

Среди художественной литературы нужно отметить первый за десять лет роман Кадзуо Исигуро (Kazuo Ishiguro) «Погребенный гигант» («The Buried Giant») (Faber & Faber, марта), в котором муж с женой путешествуют по измученной стране среди туманов и дождей в поисках сына, которого они не видели много лет. Читателям, которые любят актуальные темы и формальные изыски, могут понравиться «Атласный остров» («Satin Island») Тома Маккарти (Tom McCarthy) (Jonathan Cape, март), посвященный проблемам информационного общества, и «10:04» (Granta Books, январь) — второй роман бруклинца Бена Лернера (Ben Lerner). Отметим еще два романа американских писателей — «Неукрощенную» («An Untamed State») Роксаны Гэй (Roxane Gay) (Corsair, январь) и «Пылающий город» («City on Fire») Гарта Риска Холберга (Garth Risk Hallberg), (Jonathan Cape, сентябрь), действие которого происходит во время беспорядков 1977 года в Нью-Йорке.

В числе известных романистов, с новыми произведениями которых нам предстоит ознакомиться, нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса (Mario Vargas Llosa), возвращающийся в Перу в своем «Осмотрительном герое» («The Discreet Hero») (Faber & Faber, апрель), Тони Моррисон (Toni Morrison) со своим «Боже, храни дитя» («God Help the Child») (Chatto & Windus, апреля), Луи де Берньер (Louis de Bernières), обрисовавший в своей «Пыли от снов» («The Dust that Falls from Dreams») момент перехода от эдвардианской эпохи к Первой мировой (Harvill Secker, июль), и Энн Тайлер (Anne Tyler), заявившая, что «Катушка голубых ниток» («A Spool of Blue Thread») (Chatto & Windus, февраль) станет ее последним романом. Осенью нас ждут американская эпопея Джонатана Франзена (Jonathan Franzen) «Чистота» («Purity») (Fourth Estate), «Нежная ласка» («Sweet Caress») Уильяма Бойда (William Boyd) (Bloomsbury), «Там, где билось мое сердце» («Where My Heart Used to Beat») Себастьяна Фолкса (Sebastian Faulks) (Hutchinson) и «Два года, восемь месяцев и 28 ночей» («Two Years, Eight Months and Twenty-Eight Nights»), Салмана Рушди (Salman Rushdie) — роман, основанный на «Тысяче и одной ночи» (Jonathan Cape). Наследники Стига Ларссона (Stieg Larsson) предложили журналисту Давиду Лагеркранцу (David Lagercrantz) продолжить трилогию «Девушка с татуировкой дракона», результат в августе выпускает MacLehose.

В вампирическом мире литературы писатели регулярно воскрешают своих предшественников, однако в этом году литература о литераторах стала настоящим поветрием. В «Аделине» («Adeline») Норы Винсент (Norah Vincent) (Virago, апрель) и в «Ванессе и ее сестре» («Vanessa and Her Sister») Прии Пармар (Priya Parmar) (Bloomsbury, февраль) появляется Вирджиния Вулф, в «Софии и Сивилле» («Sophie and the Sibyl») Патрисии Данкер (Patricia Duncker) (Bloomsbury, апрель) — Джордж Элиот, в «Смерти и мистере Пиквике» («Death and Mr Pickwick») Стивена Джарвиса (Stephen Jarvis) (Jonathan Cape, май) — Диккенс, а в «Потерянном ребенке» («The Lost Child») Кэрила Филлипса (Caryl Phillips) (Oneworld, апрель) — Хитклифф из «Грозового перевала».

Говоря о поэзии, нужно упомянуть книгу стихов покойного Иэна Бэнкса (Iain Banks) (Little, Brown, February) и вторые сборники двух талантливых молодых поэтов — «Дезинформация» («Disinformation») Фрэнсис Левистон (Frances Leviston) (Picador, февраль) и «Свадьба Ким Кардашьян» («Kim Kardashian’s Marriage») Сэма Ривьера (Sam Riviere) (Faber & Faber, February). Между тем Клайв Джеймс («Clive James»), недавно опубликовавший свой «Поэтический блокнот» («Poetry Notebook»), собрал свои свежие стихи, часть которых публиковалась в New Statesman, в сборник «Приговоренный к жизни» («Sentenced to Life») (Picador, апрель). Кроме того в августе Yale University Press, выпускает его «Последние чтения» («Latest Readings») — «путешествие по библиотеке автора и по его душе» Джеймс старается по-максимуму воспользоваться отпущенным ему временем, как читателям нам следует брать с него пример.