Киев — Почему треть дончан и луганчан поддержали сепаратистов? Можно ли было предотвратить эскалацию насилия? На эти и другие вопросы в Киеве ответили донецкие правозащитники.
Установление в Донецкой области квазифеодального олигархического режима и поддержка сепаратистов со стороны Москвы не в последнюю очередь способствовали вспыхнувшему в регионе военному кризису. Таков вывод исследования, проведенного правозащитниками Донбасса при поддержке Украинского Хельсинкского союза по правам человека и Международного фонда «Возрождение».
На презентации результатов исследования под названием «Почему почти треть населения Донецкой и Луганской области поддержали сепаратистов? Взгляд правозащитников» побывал корреспондент DW.
Система рабства и внешнее вмешательство
Если бы Россия не вмешалась в ситуацию в Донбассе, войны в регионе не было бы. Об этом, отвечая на вопрос DW, заявил на пресс-конференции в Киеве 16 января руководитель луганского Общественного комитета по защите конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев.
По его словам, без вмешательства Москвы все ограничилось бы «первоначальной мятежной воспалительной фазой идеи федерализации». «Она стимулировалась местными олигархами, чтобы выторговать у центра политические и экономические бонусы», — уверен эксперт.
Но одной из основных исторических предпосылок обострения ситуации в Донбассе стала установившаяся здесь олигархическая квазифеодальная система власти, считает руководитель правозащитной организации «Донецкий мемориал» Александр Букалов.
«Наши миллиардеры именно в Донбассе наваривали свои доходы, а жители были вынуждены постоянно выезжать на заработки в Россию, — сказал Букалов. — Вот почему этот мафиозный регион так настойчиво хотел федерализации, вот почему здесь в Москву дороги были «более прямые», чем в Киев, вот почему Янукович здесь был «родным отцом пролетариата» и почти 30 процентов местного населения поддержали сепаратистов».
Николай Козырев, в свою очередь, отметил, что, по данным исследования, сформировавшаяся в Донбассе классическая система олигархической рентной экономики неофеодального типа получала прибыль не вкладывая в технологические инновации и развитие экономики в условиях рыночной конкуренции, а с помощью чрезмерной эксплуатации труда и земельных ресурсов. «Система наемного труда фактически превратилась в систему рабства», — заметил Козырев.
Основа для пропаганды
Хотя большинство населения Донбасса по-прежнему составляют украинцы, а русских здесь насчитывается не более 39 процентов, в последние годы здесь активно шел процесс русификации общества, сообщили авторы исследования. В результате, по их словам, лишь в северных сельскохозяйственных районах Луганской области сохранилось изначальное доминирование украинского языка как родного для большинства местного населения.
Русификация, отметил Козырев, является одной из предпосылок успеха масштабной антиукраинской информационной кампании России, жертвами которой стали жители Донбасса. Ведущую роль в этом сыграло телевидение, подчеркнул Александр Букалов. «С середины июля 2014 года местная дэнээровская «власть» энергично продвигает себя, полностью убирая из эфира украинские телеканалы. Киев же не очень противодействует этому — донецкая телевышка продолжает работать и ретранслировать более 30 российских телеканалов», — сказал Букалов.
Слабость центральной власти
Правозащитники уверены, что избежать эскалации конфликта в Донбассе можно было еще весной 2014 года, когда здесь только начинались захваты административных зданий. Как свидетель тех событий, Николай Козырев сообщил, что тысячи донецких правоохранителей бездействовали, не предпринимали попытки подавить бунт, «предупредить проведение незаконных «референдумов» и последовавшее за ними вторжение России».
Козырев напомнил, что в те дни Донбасс посещали исполнявший обязанности Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко и исполнявший обязанности президента страны Александр Турчинов, которые «не проявили достаточно политической воли, чтобы это пресечь».
Еще одним шансом свести к минимуму военные действия в Донбассе, по мнению Козырева, было успешное наступление сил, участвующих на Украинской антитеррористической операции (АТО), в августе. По его мнению, несмотря на то, что уже тогда сепаратистам предоставляли российское вооружение и поддерживали их наемниками, украинские силы могли освободить Луганск.\
«В конце августа боевики уже начали бежать оттуда. Почему Луганск не освободили? Я считаю, это было просто предательство», — подчеркнул правозащитник. Отвечая на вопрос DW, он сказал, что теперь развитие военного конфликта зашло слишком далеко и легкого выхода из этой ситуации уже не будет. А его коллега Александр Букалов уверен, что в настоящее время Украина «не сможет самостоятельно противодействовать оккупантам без помощи мирового сообщества».