Гомель — Несмотря на некоторую парадоксальность названия статьи, в нем содержится большая доля истины. Мы хотим подчеркнуть значимость для Белоруссии тех событий, которые произошли на Украине в конце 2013-2014-м году. Они повлияли на изменение отношения к России и выявили специфику геополитической ориентации нынешней белоруской власти, а также политики Лукашенко, которого называют «последним диктатором Европы».
Во взаимоотношениях между бывшими советскими республиками начался новый этап. Необходимо вспомнить, что распад Советского Союза был юридически оформлен договором в Беловежской пуще, заключенным 8 декабря 1991 года тогдашними руководителями трех славянских республик: России, Украины и Белоруссии. Констатировалось, что СССР фактически прекратил свое существование. И, учитывая историческую общность народов, входивших в него, их намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, было создано Содружество независимых государств. Эта организация постепенно утрачивала свое значение и заменялась иными формами сотрудничества. События на Украине нанесли по ней окончательный удар. Сложилась новая политическая ситуация на постсоветском пространстве, которая имеет большое значение для Белоруссии.
До недавнего времени в общественном сознании существовало убеждение в том, что Россия, Украина и Белоруссия — дружественные страны. Активно пропагандировался лозунг о братских восточнославянских народах. В России этот лозунг в политических целях был модифицирован в идею «Русского мира», объединяющего всех людей, приверженных русской культуре и русскому языку, независимо от места их проживания. Исторические корни «Русского мира» виделись в Киевской Руси, оттуда вышли три восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы. Причем утверждалось, что это — фактически один русский народ, включающий в себя великороссов, малороссов и белорусов. Считалось, что основой этого мира является православие. Утверждалось, что существует «единая восточнославянская, православная цивилизация».
Украинские события 2014 года нанесли по этим идеологическим схемам сокрушительный удар. Россия аннексировала территорию Крыма у «братской» Украины и фактически развязала против нее военные действия в Донецкой и Луганской областях. Все это сопровождается информационной войной в российских СМИ.
Следует сказать, что идеям «славянского единства» и «трех братских народов» в официальной белорусской пропаганде до недавнего времени придавалось большое значение. Обусловлено это было не только экономическими интересами: Белоруссия получает из России нефть и газ по льготным ценам, также Россия является основным рынком сбыта для белорусских товаров. У большинства белорусов всегда были популярны идеи о «братстве советских народов». Поэтому на референдуме 1991 года о сохранении Советского Союза в обновленной форме положительный ответ дало 82,7 % граждан Белоруссии, которые пришли на выборы (в России — 71,3%, на Украине 70,2%).
Пришедший в 1994 году к власти Лукашенко использовал в своей деятельности старые советские схемы. Одним из важных направлений его политики было укрепление союза с Россией. Пиком этого явился договор, подписанный Лукашенко и Ельциным 2 апреля 1997, о создании Союзного государства России и Белоруссии.
Тем не менее, Лукашенко постоянно подчеркивал, что Белоруссия является независимым государством и будет строить взаимоотношения с Россией на основе равноправия и взаимной выгоды.
В России такая позиция вызывала критику. Значительная часть русских рассматривали свою страну как «великую державу». И одним из компонентов этого величия была огромная территория. Упрощенно говоря, распад Советского Союза воспринимался в России как отпадение окраин. И если с существованием независимых стран Прибалтики и Средней Азии готовы были смириться, то отпадение Украины и Белоруссии воспринималось очень болезненно. Их стремление к самостоятельности рассматривалось как предательство.
В России очень сильны имперские настроения. На бытовом уровне это часто проявляется в пренебрежительном отношении к другим народам. И белорусам, и украинцам приходилось сталкиваться с утверждениями, что они неспособны создать свое государство, что их язык — искаженный русский, и т.д.
Все это было обусловлено также сложностью для России найти свое место в мире после распада Советского Союза и утраты статуса одной из сверхдержав.
Когда в 2001 году к власти в России пришел Путин, в нем увидели человека, способного навести порядок в стране. Популярным стал лозунг о том, что Россия «поднимается с колен». Одним из элементов этого считалось восстановление влияния в бывших советских республиках.
Противоречия между российским и белорусским руководством обозначились ясно в 2002 году, когда Путин предложил Белоруссии войти в Россию в качестве «шести губерний».
После этого отношения между двумя странами приобрели новый характер. В Белоруссии стали строить внешнюю политику с учетом угрозы государственному суверенитету со стороны России.
Этим объясняется и отношение властей Белоруссии к последним событиям на Украине. Для обеих этих стран актуальна угроза не просто попасть под влияние России, но быть ей поглощенными. Отличие состоит в том, что на Украине ослаблена централизованная власть и существуют противоречия между Востоком и Западом страны, в Белоруссии же эти факторы отсутствуют. Кроме того, белорусские власти очень жестко борются с коррупцией (повсеместное распространение которой на Украине послужило, пожалуй, основной причиной выступлений против Януковича) и любым влиянием извне.
Несомненно, что Лукашенко в отношении событий на Украине продемонстрировал весьма взвешенную и гибкую политику. В своих выступлениях он постоянно подчеркивал свою озабоченность столкновениями на Украине и, в то же время, желание сохранить дружеские отношения с Россией.
Несомненно, что действия России на Украине белорусский президент не поддержал. Он весьма определенно высказался за территориальную целостность Украины. Его позиция по Крыму была обозначена таким образом: Крым фактически стал частью России, однако, поскольку юридического решения по этому вопросу не было, то руководству Украины следует вести по нему переговоры. То есть, Крым для Украины еще окончательно не утрачен.
Показательно и то, что Лукашенко встречался с исполняющим обязанности президента Украины Турчиновым, которого в России однозначно воспринимали как руководителя «хунты», а также присутствовал на инаугурации Порошенко, на которую не пригласили Путина.
На последней встрече с Порошенко, которая состоялась в Киеве 21 декабря 2014 года. Лукашенко повторил, что Белоруссия готова всегда оказывать помощь Украине и будет делать все возможное для установления в ней мира.
За взвешенную политику в отношении событий на Украине, а также проведение в Минске переговоров по мирному урегулированию ситуации в Луганской и Донецкой областях российская газета «Ведомости» назвала Лукашенко политиком года. По оценке «Ведомостей», Лукашенко «сумел развернуть… потенциально катастрофическую для него ситуацию на пользу себе как политику и своему государству».
Что касается отношения белорусов к украинским событиям, то можно сослаться на результаты опроса, проведенного в сентябре Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, который зарегистрирован в Литве.
Согласно ему, присоединение Крыма к России «империалистическим захватом, оккупацией» считают 27.2% опрошенных, а »возвращением России русских земель, восстановление исторической справедливости» — почти 60%. Использование украинскими властями вооруженных сил для восстановления контроля над Донбассом оценивают как «законное подавление вооруженного мятежа» 12%, как «жесткую, но вынужденную меру» — 19%, а как »преступление, войну против своего народа» — 60.6%. С оценкой участников вооруженных протестов на юго-востоке Украины, как «террористов», согласны 32.3%, а не согласны 54.1%.
К тезису о том, что «Россия должна послать свою армию на помощь участникам вооруженных протестов на востоке Украины», положительно отнеслись только 14%, безразлично 21%, а 53.6% — отрицательно. Только 15.2% белорусов согласились бы с тем, что «Если Россия примет решение ввести свои войска на Украину, Белоруссии следует разрешить ей вводить свои войска через белорусскую территорию», а три четверти однозначно с этим не согласны. Лишь 6% относятся положительно к участию белорусских граждан в боевых действиях на востоке Украины на стороне украинской армии, и 8.3% — на стороне участников вооруженных протестов, а почти 77% относятся к этому отрицательно.
Следует сказать, что эти цифры достаточно условны, поскольку основная масса белорусов получает информацию о событиях на Украине от российского телевидения.
Что касается взаимоотношений на бытовом уровне, то следует подчеркнуть, что подавляющее число белорусов доброжелательно относится к своим соседям. Белоруско-украинская граница составляет 975 км. Жители приграничных областей регулярно ездят друг к другу за покупками. В Гомеле торгуют украинцы, жители Гомельской области ездят в Чернигов. Расстояние между двумя городами составляет менее 115 км. Покупки в Чернигове до недавнего времени (пока не стал «падать» белорусский рубль) обходились в полтора-два раза дешевле. Отношение к белорусам на Украине очень хорошее. Власти Чернигова летом даже специально пригласили гомельских журналистов, чтобы показать, что обстановка в Чернигове спокойная и сюда можно приезжать.
В первые месяцы конфликта на востоке Украине, в Белоруссии циркулировали слухи о «бандеровцах, которые грабят приезжих». Сейчас они исчезли.
Трудно предсказать, как будут развиваться взаимоотношения Белоруссии с Россией и Украиной, потому, что обстановка меняется. Однако четко обозначились следующие тенденции. Во-первых, руководство Белоруссии будет стремиться ослабить свою зависимость от России. Во-вторых, будет проводиться политика сотрудничества с Украиной в различных областях. В-третьих, белорусские власти постараются улучшить свои взаимоотношения с Западом. Сложность осуществления последней задачи состоит в том, что в 2015 году в Белоруссии должны состояться президентские выборы. Ни одни выборы, проведенные в Белоруссии во время правления А. Лукашенко, Европа и США не признавали из-за многочисленных нарушений. Скорее всего, так произойдет и с президентскими выборами 2015 года. Однако к этому руководству Белоруссии не привыкать. А вот взаимоотношения с Россией, несмотря на то, что она белорусские выборы всегда признавала, становятся для властей Белоруссии все более серьезной проблемой.