Кризис российского рубля всерьез угрожает тем из южных соседей России, чьи экономики сильно зависят от миллиардов долларов, которые каждый год отправляют домой их работающие в России граждане.
Снижение курса рубля на 50%, не только уменьшило суммы, которые работники с Кавказа и Средней Азии могут посылать на родину, но и лишает мигрантов причин оставаться в России на заработках. Согласно прогнозу, сделанному Guardian на основе данных Всемирного банка, девятка стран, сильнее всего зависящих от присылаемых из России денег, может совокупно потерять в 2015 году более 10 миллиардов долларов из-за слабости российской валюты.
«Я пожертвовал возможностью завести семью, я пожертвовал нормальной жизнью, чтобы работать здесь, а сейчас я могу посылать домой лишь несколько сотен долларов в месяц», — говорит Азиз, работающий в автосервисе на севере Москвы и подрабатывающий таксистом. Раньше его заработки позволяли ему отправлять родителям и сестре, живущим в Узбекистане в Ферганской долине, около 600 фунтов в месяц. Теперь речь идет в лучшем случае о половине от этой суммы. «Я начинаю думать, что нет смысла здесь оставаться. Жить тут плохо, и меня держали только деньги. Возможно, мне пора вернуться домой».
Азиз — не единственный, кто думает уехать. Когда экономическая ситуация в России ухудшилась, власти начали ужесточать условия выдачи трудовым мигрантам разрешений на работу. Сейчас в России нелегально работают миллионы граждан бывших советских республик.
«Пока люди массово не уезжают, опасаясь, что не смогут вернуться, — говорит Гавхар Джураева, глава организации, оказывающей бесплатную юридическую поддержку трудовым мигрантам. — Однако многие говорят, что уедут, если ситуация не улучшится».
Для России эта тенденция также выглядит опасной, так как труд мигрантов активно используется в масштабных российских строительных проектах — в частности в проектах, связанных с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
По данным Всемирного банка, 21% экономики Армении, 12% экономики Грузии, 31,5% экономики Киргизии, 25% экономики Молдавии, 42% экономики Таджикистана, 5,5% экономики Украины, 4,5% экономики Литвы, 2,5% экономики Азербайджана и 12% экономики Узбекистана — это денежные переводы от гастарбайтеров и эмигрантов.
Речь идет о высочайших в мире уровнях зависимости. Три из пяти стран мира, ВВП которых сильнее всего зависит от денежных переводов из-за рубежа, — бывшие советские республики. Причем в большинстве случаев на постсоветском пространстве изрядную часть этих финансовых потоков составляют поступления от работающих в России мигрантов. Армения, Грузия, Молдавия и Украина получают из России около 40% переводов, Киргизия — 79%.
Резкое снижение курса рубля уже привело в этом месяце к девальвации туркменской валюты. Поговаривают, что казахстанский тенге, в прошлом феврале уже подешевевший на 19%, тоже может еще сильнее снизиться по отношению к доллару.
Экономики региона тесно взаимосвязаны. Половина белорусского экспорта идет в Россию, а новый Евразийский экономический союз должен был окончательно объединить Россию, Белоруссию и Казахстан в единый блок, к которому также присоединились Армения и Киргизия. Помимо падения рубля, этим странам теперь придется иметь дело с сильным сокращением переводов, что не может не сказаться на их ВВП.
В октябре 2014 года Всемирный банк предположил, что к концу 2014 года общегодовой объем переводов в девять вышеперечисленных стран составит 33,3 миллиарда долларов. Из этой суммы 19 миллиардов долларов должны были поступить из России.
На момент, когда делался этот прогноз, один доллар стоил 40 рублей. К концу года российская валюта подешевела примерно на 50%. Если курс рубля не поднимется, при тех же суммах переводов в рублях их объем в долларах в 2015 году резко упадет до 7,6 миллиарда.
Также следует отметить, что это только официальные цифры банковских переводов. Реальные объемы с учетом пачек долларов, которые мигранты привозят с собой на родину или передают с друзьями, вероятно, намного больше.
Если рубль ослабел надолго, это мало скажется на Прибалтике, однако некоторые другие постсоветские государства серьезно пострадают. Для стран, ВВП которых сильно зависит от присылаемых мигрантами денег, продолжение российского валютного кризиса в 2015 году может — при прочих равных — потенциально означать сокращение экономики более чем на 10%.
Наиболее уязвимы три среднеазиатские страны — Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Их больные экономики и диктаторские режимы держатся во многом благодаря деньгам, которые присылают их граждане, работающие в России.
В Узбекистане стареющий диктатор Ислам Каримов заявил в 2013 году, что уехавшие в Россию трудовые мигранты — «лентяи», которым следовало бы искать работу на родине. Однако в реальности в Узбекистане мало рабочих мест, 100 фунтов в месяц считаются хорошей зарплатой, а во многих городах работать просто негде. По мнению специалистов по региону, если деньги от гастарбайтеров перестанут поступать, у таких правителей, как Каримов, появятся серьезные трудности.
«Если нефть и рубль продолжат падать, мигранты начнут возвращаться домой, — считает Даниил Кислов, редактор посвященного Средней Азии новостного портала fergana.ru. — В России только по официальным данным работают 2,4 миллиона узбеков. Они и их семьи выживают только благодаря зарабатываемым в России деньгами. Фактически, Россия спасает Узбекистан и Таджикистан от революции. Если все эти люди вернутся на родину, произойдет социальный взрыв. Конечно, не завтра, но через год, два года или пять лет».