Что важнее: связь или нефть?
За высокой турбулентностью мировых энергорынков, бесконечным обсуждением трендов на нефтяных рынках и потоками прогнозов и рассуждениями о ценах на нефть, аналитики как-то упускают тенденции, которые оказывают не меньшее значение на ход событий в мире. Так спутниковая коммуникация, IT индустрия, связь и телекоммуникации представляют из себя гораздо более сложные конструкции в контексте и экономического, и политического развития, да и национальной безопасности государств. И если сегодня так много говорят об энергобезопасности, то завтра может оказаться поздно рассуждать и спохватываться относительно безопасности в спутниковой отрасли и секторах, связанных с индустрией связи и телекоммуникаций. На фоне кризисов и развязанных кибер и информационных войн телевидение, интернет, связь, — это то, что реально оказывает влияние не только на экономическое развитие стран и регионов, но и превратилось в инструменты мощнейшего влияния. Совершенно верно мнение ряда аналитиков, что за этой индустрией необходим особо внимательный «пригляд». По их экспертной оценке, как раз эта сторона мирового развития — плохо предсказуема.
Главный редактор американского журнала Satellite Markets & Research, крупный специалист в индустрии связи и телекоммуникаций, Virgil Labrador и эксперты издания попытались обобщить итоги прошлого года, и заглянуть на перспективу. Прошедший 2014 г. отметился заметными событиями на площадке и глобальной спутниковой индустрии, и IT, которые, как уверены аналитики, окажут серьезное влияние на мировые тренды, не только в 2015 г., но и в более отдаленной перспективе.
Новое «телевидение»
Уже в октябре прошлого года на конференции CASBAA (Ассоциация спутниковых и кабельных вещателей Азии Cable and Satellite Broadcasting Association of Asia) в Гонконге, операторы спутниковой связи солидарно выразили свою обеспокоенность появлением новых тенденций на рынке платного ТВ. Их озабоченность связана с тем, что наметившийся процесс нелегко контролировать и прогнозировать, поскольку с масштабным распространением новых технологий картина рынка телевизионного вещания в мире может вообще измениться до неузнаваемости. В частности, аналитики обратили внимание, что на азиатских рынках платного ТВ вещания во всю идет массовый переход абонентов на новые сервисы, и в первую очередь — ОТТ («Over the Top» — поверх сети: технология доставки видеоконтента «поверх» существующих интернет сетей практически на все виды устройств — от приставок и до мобильных телефонов, включая iPad). OTT-сервисы начали активно «уводить» существенную часть доходов от базовых услуг у традиционных операторов. Традиционно большую часть доходов спутниковые операторы как раз получали в сегменте фиксированного спутникового и кабельного ТВ вещания. Но этот вектор бизнеса может измениться в самое ближайшее время, что заставляет спутниковых операторов крепко задуматься. Автор статьи напоминает, что в компании Digital TV Research подсчитали, что к 2020 году в 51 стране мира уже 706,53 миллионов домохозяйств будут подключены к широкополосным сетям и иметь на базе технологии ОТТ практически неограниченный доступ к услугам ТВ-контент и онлайн-видео. А ведь еще совсем недавно в 2010 году этих домохозяйств было 196,9 миллионов, в 2014году — 374,43 миллиона. Так что тенденция совершенно очевидна, что не дает работать действующим игрокам рынка платного ТВ-вещания, как прежде, в расслабленном и уверенном состоянии. Эксперты Global OnlineTV&Video Household Forecasts прогнозируют, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период с 2013 по 2020 г. число домохозяйств, пользующихся сервисом ОТТ, вырастет на 231 миллион, что составит 61% от общемирового прироста в секторе. В одном только Китае, по оценкам экспертов, к 2020 году общее число ОТТ-домохозяйств достигнет 206 миллионов. То есть у Китая есть все шансы опередить не только Европу, но перегнать и США. Вот и в этом важнейшем сегменте мировой индустрии вещания и массовых коммуникаций Китай может занять место лидера.
По мнению Virgil Labrador, совершенно очевидно, что для глобальной спутниковой индустрии масштабное внедрение сервисов ОТТ — вопрос сложный и неоднозначный. Существует опасность, что ОТТ может подобрать «под себя» значительную долю телевизионного рынка и открыть новым игрокам этого, в общем-то, закрытого «клуба» возможности свободной продажи контента. ОТТ кардинально меняют схему взаимодействия с потребителем: видео в Сети становится персонифицированным, и производители видеоматериалов получают уникальную возможность продавать их напрямую зрителям. В этой связи, возникает необходимость поиска инновационных решений с использованием технологий спутникового интернета для того, чтобы освоить участки частотного диапазона, востребованного ОТТ-провайдерами. Уже невозможно игнорировать тот факт, что ОТТ стремительно развивается и внедряется в глобальных масштабах. Эксперты констатируют, что с одной стороны, запуск медиагигантами OTT-сервисов уже стал трендом (Sony, HBO, Showtime, Dish Network, Verizon), а с другой, множество небольших компаний буквально ринулись в этот сектор рынка вещания, поскольку увидели здесь, на невероятно конкурентном рынке, определенные возможности для себя. Кроме того, рост этого сегмента рынка обусловлен распространением интернет-телевизоров и мультимедийных планшетов. В этой связи, появляются и новые вызовы для главных игроков глобального рынка, поскольку, чем более продвинутые ОТТ-технологии, тем сложнее поставщикам услуг бороться за своего потребителя. Авторитетные аналитики признают, что появление и масштабное распространение таких технологий, как OTT, является серьезной проблемой в сфере информационной, медийной безопасности любого государства. Распространение информационных и пропагандистских материалов и запрещенного телевизионного контента на базе современных технологий и сервисов, таких как OTT ставят чрезвычайно сложные задачи перед правительствами. В Китае сетевая безопасность объявлена в качестве одной из основных национальных стратегий. Президент КНР Си Цзиньпин (Xi Jinping) заявил: «Без кибербезопасности не может быть национальной безопасности, без информационных технологий не может быть модернизации». Вывод совершенно очевидный: новые возможности на рынке платного ТВ одновременно несут в себе и новые угрозы. Как поведут себя спутниковые операторы — вопрос открытый.
Куда идет спутниковая индустрия
Заглядывая в 2014 год, автор статьи обращает наше внимание и на аспект, который стал особо значимым для дальнейшей стратегии спутниковой индустрии. Трагедия, связанная с исчезновением в марте прошлого года малазийского пассажирского самолета Malaysian Airlines 370 продемонстрировала крайнюю необходимость создания глобальной системы спутникового мониторинга для рынка коммерческих воздушных судов. Ведь только благодаря британскому спутниковому оператору Inmarsat удалось поймать хоть какие-то сигналы погибшего авиалайнера. После этого Китай серьезно встрепенулся и активно взялся за проект расширения национальной группировки спутников зондирования. А Международные организации приняли решение о разработке автономных систем спутникового слежения за полетами самолетов. Удивительно, что только трагедия такого масштаба и при этом растерянность, и даже беспомощность специальных служб практически всего мира найти скорейший ответ: что же с авиалайнером? — заставила осознать, что именно спутниковые системы должны играть ключевую роль в обеспечении безопасности полетов. И это печальный опыт прошедшего года, определивший сценарий развития спутниковой индустрии многих государств на перспективу.
Вообще на площадке сектора воздушного транспорта наметились тенденции, которые, судя по всему, приобретут в ближайшей перспективе вполне осязаемый и самостоятельный вектор. Satellite Markets & Research приводит данные доклада Euroconsult «Перспективы в области развлечений и связи на борту воздушных судов», где говорится о перспективах и темпах развития и внедрения связи на борту воздушных судов в ближайшие 10 лет. Аналитики подсчитали, что к 2023 году более чем 12,9 тысяч коммерческих и 24 тысячи служебных самолетов будут иметь доступ к всевозможным услугам связи, в том числе и интернет. Однако, как говорят эксперты, нужно понимать, что и этот сектор станет крайне «чувствительным» к вопросам национальной, и международной безопасности в условиях освоения спутниковых технологий криминальным и террористическим сообществом. Приходится признать, что спутниковые технологии и продукты, помимо преимуществ и расширения возможностей, несут за собой и большое число проблем кибербезопасности, которые придется решать.
Атака холодильника
Автор статьи рассматривает и ставшую особенно в последнее время острую тему относительно перспектив развития таких направлений в рамках «облачных технологий», как М2М (machine-to-machine) и IoT (Internet of Things) и в частности, в контексте проблем и перспектив для индустрии спутниковой связи. Компания Gartner прогнозирует увеличение рынка облачных технологий к 2016 году до 207 миллиардов долларов. По прогнозам исследовательского центра Research and Markets, рынок продуктов, связанных с Интернетом вещей (IoT) и технологиями межмашинного обмена данными (М2М), вырастет с 255,87 миллиардов долларов в 2014 году до 947,29 миллиардов долларов в 2019 году. А среднегодовые темпы роста в этом секторе отрасли в период с 2014 по 2019 года составят 29,9%.
Технологии М2М небыстро, но с хорошей динамикой внедряются на современный рынок. Особенно эти технологии востребованы в кризисных ситуациях. В ряде случаев технологии М2М выступают в роли надежного ресурса, способного обеспечить связь и предоставить важную информацию службам быстрого реагирования. Провайдеры услуг спутниковой связи уже поняли, что сектор расширяется и предпринимают попытки отвоевать себе часть рынка и М2М, и IoT. Наиболее успешные из них были сделаны на рынке М2М-технологий для применения в таких областях как мониторинг транспорта, нефтегазовая и горнодобывающая промышленность, банковский сектор, морское судоходство, и других вертикальных рынках. Учитывая объем рынка IoT и M2M, даже если спутниковая индустрия получит лишь его небольшую долю, серьезные спутниковые игроки получат свой доход, причем немалый. По мнению ряда экспертов гораздо внимательнее стоит следить за развитием другого продукта облачных технологий — за сектором Интернет вещей (IoT). Вот это направление, действительно намного серьезнее, чем М2М, может существенно поменять ситуацию с безопасностью, о чем постоянно пишет известный журналист, эксперт в области IT Джайкумар Виджаян (Jaikumar Vijayan). Он замечает с горькой иронией: Вряд ли вас порадует, если ваш холодильник начнет рассылать SPAM Интернет вещей (IoT). А компания Proofpoint уже зарегистрировала случай, когда атака холодильника являлась частью более широкой кибер-атаки. Прогнозы говорят о том, что в течение ближайших нескольких лет к Интернет будет подключено десятки миллиардов различных объектов, что породит соответствующее число устройств с необеспеченной безопасностью.
Наша уязвимость возрастает
Эксперты Cisco считают, что к 2020 году к интернет будет подключено около 50 миллиардов устройств. По оценкам аналитиков, уже к 2020 году IoT и сопряженные с ним сервисы обеспечат прибыль в размере более 300 миллиардов долларов. Не без основания ЦРУ и Европа высказывают опасение в связи с этим невероятным ростом IoT. Уже сейчас CISCO ввела новое понятие — IoE (Internet of Everything) — всеобъемлющий Интернет. Есть все основания доверять оценкам аналитиков, которые прогнозируют, что объем IoT рынка в ближайшие 5 лет может продемонстрировать цифру в 7,1 триллиона долларов. Очевидно, что безопасность станет главной статьей расходов как коммерческих, так и государственных структур, поэтому бюджеты на безопасность будут расти многократнократно. В 2015году ожидается появление окончательной версии правил защиты информации для ЕС (General Data Protection Regulation). Сегодня, неизбежность увеличения уязвимости сети очевидна. Просчитано, что в самое ближайшее время 60% компаний обнаружат уязвимости своих информационных систем. При этом в подавляющем большинстве случаев, эти компании будут неспособны реагировать на угрозы. В эту игру уже вступили спутниковые компании, которые, вынуждены планировать огромные средства на разработку систем безопасности: негарантированные спутниковые услуги и продукты попросту проиграют конкуренцию. При этом Virgil Labrador обращает внимание на то, что космическая гонка продолжает набирать обороты. И это становится серьезным аспектом для безопасности в мире в целом. Борьба перемещается в космическое пространство, и есть опасения, что главные угрозы в IT пространстве будут исходить из космоса.
Некоторые прогнозы уже стали реальностью, часть из них станет ею уже через несколько лет. И хотя технологии, безусловно, несут прогресс, при этом с ними мир становится все более хрупким и уязвимым.
К сожалению, мир продолжает беспечно жить не думая о многих глобальных последствиях происходящего и перспективах своего развития в условиях нарастания кризисных явлений: будь то в противостоянии Запада с исламом, либо же развала системы международных отношений, основанной на принципах права.