Москва — Согласно сообщениям российских информационных агентств, прозвучавшим на прошлой неделе, Россия объявила, что в трехлетний срок прекратит поставлять газ в Европу транзитом через Украину.
Этот шаг создает угрозу энергетической безопасности Евросоюза и может заставить европейцев устранить свою многолетнюю зависимость от российского газа.
Россия заявляет, что построит трубопровод через Турцию в обход Украины и будет поставлять по нему в Европу около 60 миллиардов кубометров газа, что составляет примерно 40% всего российского газового экспорта в европейские страны. Поставки планируется осуществлять через новый газовый хаб на греко-турецкой границе. Европе потребуется провести собственную подготовительную работу, в том числе, построить новые трубопроводы, чтобы получать газ и распределять его.
Надо сказать, что с Турцией полного согласия по вопросу не достигнуто, а строительство в рамках этого дорогостоящего и рассчитанного на много лет проекта не началось.
Как сообщает Bloomberg, руководство европейской энергетической отрасли было ошарашено этим российским заявлением.
«Мы так не работаем, — заявил вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович (Maros Sefcovic). — Наша система торговли и наши методы торговли — то, как мы делаем это сегодня — они отличаются». Российское решение «не имеет экономического смысла», сказал Шефчович.
Эксперты говорят, что трубопроводная стратегия России в Европе в последние 10 лет обрела политическую окраску и предназначена не для увеличения продаж газа или повышения эффективности его поставок, а для обхода построенного в советские времена трубопровода «Дружба», по которому до сих пор осуществляется основной объем поставок нефти и газа в Европу через территорию Украины.
После оранжевой революции 2004 года Россия считает Украину ненадежным партнером по транзиту. Она неоднократно вступала в споры с украинским правительством из-за условий поставки. Дважды, в 2006-м и 2009 годах, эти газовые войны Москвы и Киева приводили к отключению подачи газа, из-за чего потребители в Европе начинали мерзнуть от холода.
В 2011 году Россия наполовину добилась своих стратегических целей, запустив проложенный по дну Балтийского моря трубопровод «Северный поток», по которому газ поставляется напрямую самому важному ее покупателю — Германии.
Однако по причине усиления политической напряженности из-за Украины возникли трудности с реализацией другого газопроводного проекта стоимостью 45 миллиардов долларов, получившего название «Южный поток». Когда Еврокомиссия убедила Болгарию приостановить свое участие в данном проекте, российский президент в ответ полностью от него отказался.
Отказ от строительства «Южного потока» усилил политические разногласия в Европе, особенно между теми странами, которые надеялись обрести выгоду от гигантского газопровода, получая российский газ напрямую.
Прозвучавшее на прошлой неделе заявление России о том, что теперь она будет поставлять весь свой газ в распределительный центр на границу Турции с Европой, вызвало новые споры и противоречия. Европейский Союз осудил этот шаг, однако те страны, которые получат выгоду от данного решения, скажем Греция, громко ему зааплодировали.
Некоторые пророссийские комментаторы утверждают, что действия Путина оказались блестящими и стремительными, что он поставил в тупик своих европейских критиков и укрепил позиции России на переговорах с ЕС.
Однако партнер ведущей московской консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин говорит, что политика Кремля является непоследовательной и бессвязной реакцией на неожиданно возникшую внутриевропейскую солидарность по вопросу санкций против России из-за ее политики в отношении Украины.
«Этот турецкий проект и не проект вовсе, а просто идея. Пока даже непонятно, поддержит ли его Турция, поскольку она ничего не подписала, кроме одного туманного меморандума договоренности», — отмечает он.
«Похоже, что Кремль просто пытается шантажировать Европу, однако с такими действиями он рискует потерять свой самый крупный рынок. Мы говорим о 60 миллиардах кубометров газа в год, для которого у России нет резервных рынков. И происходит это в период, когда Европа весьма успешно развивает свою энергетическую безопасность. На мой взгляд, это попахивает отчаянием, а не блестящей проницательностью».