Доход в иностранной валюте от экспорта природных ресурсов обернулся для Голландии 70-х настоящей бедой: заметно снизилась конкурентоспособность ее экспортной отрасли. Рынок задается вопросом, не страдает ли сейчас Россия от «голландской болезни». Эта болезнь распространяется и на другие нефтедобывающие страны, вгоняя в депрессию инвесторов.
После российского военного вторжения на Украину прошло более десяти месяцев. Казалось, что «казачья» смена власти никак не повлияет на мировую экономику, однако произошло неожиданное падение цен на нефть, что привело к кризису российской экономики. Эта волна уже докатилась и до Европы. По прогнозам Всемирного банка, в 2015 году экономический рост РФ сократится на 2,9% по сравнению с ожиданиями 2014 года.
Западные экономические санкции и падение цен на нефть нанесли двойной удар по России, полностью зависящей от природных ресурсов. По информации Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), на минеральную продукцию приходится более 70% всего экспорта РФ.
Мертвая зона для крупных американских компаний, продолжающих инвестировать в российские облигации
На конец 2014 года общая сумма инвестиций американской инвестиционной компании Pacific Investment Management Company (PIMCO) составила 2,6 миллиардов долларов. 22% из них приходятся на российские облигации. В середине прошлого месяца газета The Wall Street Journal сообщила о том, что в результате обвала рубля крупномасштабные инвестиции в российские облигации начали приводить к потерям.
По информации фонда BNP Paribas, в 2013 году валютные резервы России на 500% превышали краткосрочные займы. Существует вероятность, что в результате валютных интервенций российские валютные резервы заметно сократились, однако у России все еще есть средства для расчетов по долгам, поэтому на рынке распространено мнение о том, что дефолта в РФ не будет. По всей видимости, именно поэтому PIMCO продолжает инвестировать в российские облигации.
Вместе с тем прогнозы эксперта Marusan Securities Сэйдзи Адати (Seiji Adachi) не так оптимистичны. Если рассмотреть историю российских дефолтов, то очень часто они были вызваны не финансовым истощением, а отказом правительства от выплаты иностранных долгов в результате обвала национальной валюты и роста инфляции.
Экономисты Гарвардского университета Кармен Рейнхарт (Carmen Reinhart) и Кеннет Рогов (Kenneth Rogoff) указали на то, что с XIX века в России было пять дефолтов, однако всякий раз российское правительство объявляло о них в одностороннем порядке.
Сэйдзи Адати заключает, что инвестировать в российские облигации опасно.
От «голландской болезни» могут пострадать Саудовская Аравия и Бразилия
«Голландская болезнь» опасна не только для России. В январском выпуске журнала Foreign Affairs почетный профессор в области управления рисками политехнического факультета Нью-Йоркского университета Нассим Талеб (Nassim Taleb) и председатель Совета по национальной разведке США Грегори Тревертон (Gregory Treverton) подчеркнули, что кроме России риску также подвержены Саудовская Аравия, Венесуэла и Бразилия. Экономики этих стран развиты односторонне, промышленность не диверсифицирована, поэтому они уязвимы. Япония также попала в этот список из-за сильной зависимости от автомобильного экспорта.
«Структура России, которая после кризиса 1998 года не занималась развитием обрабатывающей и экспортоориентированной промышленности, похожа на структуру других быстроразвивающихся стран», — говорит главный экономист Mitsubishi UFJ Morgan Stanley Securities Нобуюки Садзи (Nobuyuki Saji). Велика вероятность, что если США введут кредитные ограничения, начнется отток капитала из этих стран. Для инвесторов, которые страдают от слабости мировой экономики, вскрытой низкими ценами на нефть, наступили трудные дни, и пройдут они еще не скоро.