Что бы подумал об Америке в 2015 году Мартин Лютер Кинг, если бы он дожил до своего 86-го дня рождения? Несомненно, он был бы доволен правовыми и политическими успехами чернокожих американцев, кульминацией которых стало избрание, а затем переизбрание на пост президента Барака Обамы.
Но Кинга встревожили бы упорно сохраняющиеся расовые различия, и особенно различия в возможностях, которые порочат идеи «американской мечты». Если говорить о возможностях, то до сих пор существует две Америки, разделенные по расовому признаку. Налицо пять фактов, показывающих, что здесь нам предстоит еще долгий путь.
1. Половина родившихся в бедности американцев остаются бедными.
У черного американца гораздо меньше шансов выбраться наверх по показателям доходов, чем у белого. 51% чернокожих американцев, родившихся у 20% людей из категории с самыми низкими доходами, к 40 годам в этой же категории и останутся.
2. Большинство чернокожих детей из среднего класса сползают вниз по шкале социальной мобильности.
Среди черных американцев гораздо чаще случается такое, когда младшее поколение из среднего класса опускается вниз по шкале социальной мобильности. Семь из десяти чернокожих американцев, родившихся в семьях из категории средних доходов, во взрослом возрасте опускаются на одну или две категории ниже. В определенном смысле это еще более печальный факт, чем слабые показатели по социальному продвижению наверх. Даже у тех американцев, которые пробиваются в средний класс, дети имеют больше шансов опуститься ниже по социальной лестнице.
3. Богатство у чернокожих практически отсутствует.
Межрасовая пропасть по размерам состояния, которая и без того была велика, во время Великой рецессии еще больше увеличилась. Сейчас уровень благосостояния у среднестатистической белой семьи в 13 раз выше, чем у черной. Это самая большая разница за четверть века, что подтверждается данными анализа Исследовательского центра Pew. В период рецессии средний уровень благосостояния чернокожих уменьшился почти наполовину, опустившись с 19 200 долларов в 2007 году до 11 тысяч в 2013-м.
4. Большинство чернокожих семей неполные.
У чернокожих детей гораздо больше шансов вырасти в неполной семье с одним родителем. А как показывают результаты наших собственных исследований, состав семьи может сыграть большую роль в шансах ребенка на достижение успеха на всех этапах жизни.
5. Чернокожие дети учатся в худших школах.
В школьной системе в значительной степени сохраняется расовая и экономическая сегрегация. Доля чернокожих учеников в государственных бесплатных школах составляет 16%, и в то же время, среднестатистический чернокожий ученик ходит в школу, где 50% чернокожих. Наш коллега Джонатан Ротуэлл (Jonathan Rothwell) указывает на то, что среднестатистический чернокожий ученик учится в школе, находящейся на уровне 37-го процентиля по результатам экзаменов, в то время как среднестатистический белый ученик посещает школу, находящуюся на уровне 60-го процентиля.
Межрасовые различия присутствуют почти во всех мыслимых и немыслимых аспектах общества, и многие из них мы уже обсуждали на страницах нашего издания. Это лишение свободы, раннее воспитание, ранние роды, учеба в школе, расизм в отношениях, занятость. Список можно продолжить. Конечно, есть и успехи, и прогресс. Но ясно одно. Чтобы построить общество благоприятных возможностей, надо непременно улучшать жизненные шансы чернокожих американцев.