Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История парадокса: тупик антифашизма

© AP Photo / Jacques BrinonСторонники Марин Ле Пен слушают ее речь в Париже
Сторонники Марин Ле Пен слушают ее речь в Париже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению Пьера-Андре Тагиеффа, любая критика экстремизма играет на руку критикуемому экстремизму. Чем активнее говорят о необходимости бороться с идеями Национального фронта, тем выше его результаты на выборах. Такой парадокс поднимает вопрос о сути критики и ее последствиях. Тагиефф рисует мрачный портрет левых, которые крепко завязли в трясине отживших свое политических представлений.

По мнению Пьера-Андре Тагиеффа, любая критика экстремизма играет на руку критикуемому экстремизму. Предлагаем вам познакомиться с интересным, но спорным произведением идущего против течения автора.

Анализ химер прогрессизма, теоретические размышления о новой иудеофобии, рассмотрение движущих сил «Новых правых», расшифровка конспирологической горячки... Сегодня Пьер-Андре Тагиефф продолжает работу по развенчанию политических мифов с очередной сильной книгой, которая тем не менее может задеть чувства добропорядочных граждан. Потому что в «Дьяволе в политике» поднимается вопрос добра и зла на политической сцене, а также их идеологического применения в общественной сфере.

Как обычно, Пьер-Андре Тагиефф предлагает нам тщательно выверенную и задокументированную полемическую работу, стоящую на границе политологии, истории идей, философии и социологии. Подобный многодисциплинарный подход предлагает стимулирующее чтение при поддержке отличающегося чрезвычайной наполненностью критического аппарата. Здесь он опять принимается за любимое занятие: методичное разрушение французского антифашизма и ставшего одной из его основ процесса демонизации Национального фронта, который сопровождает его с момента создания в 1972 году.

История связи Тагиеффа с Национальным фронтом отнюдь не нова: в начале 1980-х годов он был одним из первых интеллектуалов, кто занялся вопросом НФ и предложил нейтральный и отстраненный подход к его изучению. Его работы не только осветили выдвинутые Нацфронтом идеи и их изменения, но уже тогда привлекли внимание к отрицательным последствиям развернувшейся в общественном пространстве критики партии Ле Пена. Будь то политики, СМИ или университетские круги, эта риторика оказалась неэффективной и даже контрпродуктивной с точки зрения расширения электората движения. Новая книга становится продолжением этих вопросов и предлагает проанализировать заявления критиков Нацфронта в свете метаморфоз партии Марин Ле Пен, которая стремится обрести равновесие между очевидным стремлением к респектабельности и изначально радикальной и антисистемной структурной направленностью.

Истоки и создание мифа

Лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен


Как пишет автор, чем активнее у нас говорят о необходимости бороться с идеями Национального фронта, тем выше его результаты на выборах и в опросах общественного мнения. Такой парадокс поднимает вопрос о сути критики и ее последствиях. В поиске корней возникшего отнюдь не вчера явления Пьер-Андре Тагиефф рисует тревожную картину нынешнего состояния дебатов во французской политической сфере. Нужно сказать, что книга вышла в своего рода уникальный момент: Национальный фронт еще никогда в прошлом не добивался настолько высоких результатов по отношению к другим партиям (пусть все не так однозначно, если учитывать изменение самого числа голосов), и все сейчас указывает на сохранение этой тенденции (череда новых скандалов с деятелями Соцпартии и Союза за народное движение, местные «бароны» и коррупция — все это с каждым днем подрывает веру во власти).

Национальный фронт переживает небывалый подъем: ему удалось заполучить кресла мэров и прийти первым на европейских выборах в 2014 году. Сегодня продвигаемая им мысль о том, что политики не отстаивают общие интересы, а обеспокоены лишь защитой и сохранением собственных привилегий в рамках классового инстинкта самосохранения, выглядит как никогда убедительно. В такой обстановке, как отмечает автор, происходит процесс институционного закрепления антифашизма по идеологической указке современности, которая решает, что говорить можно, а что нельзя, и главным гарантом которой открыто провозгласили себя левые.

Для понимания механизмов антирасизма в ХХ веке Пьер-Андре Тагиефф возвращается к тому расколу, который существует во французской политической жизни еще с 1789 года. Он поднимает вопрос об унаследованном со времен французской революции разделе на левых и правых, который распределяет политическую мысль на две неподвижных и антагонистических блока. Такая основанная на нравственном понимании дихотомия постепенно стала историческим оружием левых, которые автоматических записывают все чуждое в лагерь зла. Подобное смешение понятий становится своего рода символической дубиной, которая автоматически отправляет несогласные мнения в черный список. Тот, кто думает не так, как я, сразу и навсегда становится моим врагом, если следовать логике этой идеологии.

Пьер-Андре Тагиефф видит в этом процессе запуск демонологии, чьи корни он всеми силами стремится отследить. Такая демонология на первый взгляд является продолжением эпохи Просвещения, но, по мнению автора, на самом деле куда теснее связана с тем самым обскурантизмом, который якобы стремится побороть. Антифашизм представляет собой ответвление этой демонологии и работает подобно волшебной мысли, которая стремится потушить огонь и нейтрализовать политические споры.

Воображаемый антифашизм и антифашистские представления


Для понимания силы этой демонизации автор предлагает нам погрузиться к истокам основополагающих мифов антифашизма. Изначально тот был чистейшей воды продуктом советской пропаганды, а начиная с 1950-х годов стал идеологической военной машиной, которой удалось добиться процветания в западных демократиях. После Второй мировой войны он получил широкое распространение в политических представлениях большей части французских левых.

Как отмечает Пьер-Андре Тагиефф, антифашизм служил в тот момент идеологическим прикрытием для кровавой стороны коммунизма и позволял левым защитить свои теоретические основы от любых подозрений в тоталитаризме. Таким образом, антифашизм стал главным пунктом идеологической поддержки левых, которые столкнулись с дефицитом идей и искали способ вернуть утраченные позиции.

Самым главным из фокуса левых, как пишет автор, стало сохранение антифашистской риторики в общественном пространстве, несмотря на отсутствие реального фашизма. Антифашизм зарекомендовал себя прекрасным инструментом подрыва доверия к самым разным суждениям. Жестикуляции, порицания и повторения старых лейтмотивов с открытой отсылкой к нацизму неизменно становятся тяжелым нравственным ударом по тем, кто осмеливается отойти от общепринятого прогрессистского направления мысли.

Дело в том, что в коллективном представлении фашист является воплощением абсолютного зла. В нашем глобализованном и защищенном от вооруженных конфликтов обществе он становится отсылкой к тоталитаризму, насилию и тревогам. Формирование этого искусственного врага позволяет заручиться поддержкой широкого спектра общественного мнения с помощью абсолютных негативных ассоциаций. Антифашизм становится чем-то вроде высшего аргумента, который направлен на дисквалификацию оппонента, а не на формирование настоящих демократических споров.

Как отмечает автор, использование фашистских образов в идеологической борьбе против Национального фронта прекрасно отражает эти искусственные и неэффективные в долгосрочной перспективе построения. Одним из немногих ответов левых на появление Национального фронта стало механическое восстановление отжившего свое антифашизма. Речь идет о пустой и бессмысленной риторике, которая лишь записывает других в лагерь зла и пытается оправдать свое существование позиционированием на стороне нравственности. Противодействие Нацфронту было возведено в ранг республиканского идола, чтобы тем самым скрыть идеологическую убогость левых, которые потеряли ориентиры и оказались не в состоянии четко определить свое отношение к либерализму. Поэтому цель книги — критика одностороннего направления суждений, которое останавливает мыслительный процесс и выстраивается на противостоянии с неким опасным врагом.

В то же время Пьер-Андре Тагиефф не откладывает в сторону следующий важный вопрос: взаимонаправленность явления демонизации. Так, если внимательно рассмотреть случай Национального фронта, мы увидим сложное взаимодействие между теми, кто занимается демонизацией, и теми, на кого она направлена. Дело в том, что лидеры Нацфронта во главе с Жаном-Мари Ле Пеном сами без конца демонизировали своих противников, одновременно питаясь нацеленной на них демонизацией. Национальный фронт всплыл на волне этой диалектики и добрался на ней в центр политической игры.

В конечном итоге основанная на демонизации антифашистская риторика превратилась в своего рода символический Дамоклов меч, основной задачей которого стало запугивание тех, кто имеет доступ к крупнейшим СМИ. Устроенная сторонниками этой риторики травля отклонений от «нормы» и инакомыслящих превратилась в настоящий интеллектуальный террор и задушила обсуждение общественных вопросов.

Неоднозначная книга

Акция протеста против партии «Национальный фронт» в Париже


В своей книге Пьер-Андре Тагиефф рисует мрачный портрет левых, которые крепко завязли в трясине отживших свое политических представлений. Согласимся с ним, что антифашизм как тактика культурной борьбы левых не может быть подходящей аналитической основой для рассмотрения такой партии как Национальный фронт. В то же время один из главных минусов произведения как раз-таки заключается в утверждении о том, что антифашистские заявления левых на самом деле всего лишь политиканская тактика, стремление ослабить правых перед грядущими выборами и выстроить всю политическую жизнь вокруг противостояния Соцпартии и Нацфронта.

Когда автор называет левых «двуличными и расчетливыми хитрецами», он сам ударяется в преувеличения и параноидальное восприятие политики. Кроме того критика стратегической стороны противодействия Национальному фронту мешает правильно понять это явление, которое на самом деле гораздо сложнее. Там, где Пьер-Андре Тагиефф видит лишь нечестность и искусственное возмущение, в действительности можно усмотреть искреннюю реакцию на основе подлинных чувств. Отделить вызываемые Национальным фронтом протесты от его реальной риторики действительно очень непросто. В результате некоторые суждения автора могут показаться попыткой смягчить заявления радикальной политической партии, чей исторический лидер отметился полемическими высказываниями. И хотя риторика Нацфронта не является основным предметом книги, она совершенно явно создала почву для развития антифашистской реакции.

Далее, что бы ни утверждал автор, быть левым сегодня не сводится лишь к тому, чтобы противодействовать национальному фронту. Подобное утверждение говорит об узком и чрезмерно концептуальном понимании политической жизни, в которой на самом деле существует множество идей и самых разных сил. Пьер-Андре Тагиефф считает, что левые победили в культурной борьбе и теперь душат любые отклоняющиеся от доминантного курса формы и направления мысли.

Но это за такой доминантный курс? Если даже эта монополия и существовала до начала 2000-х годов, с тех пор ситуация изменилась. В эпоху триумфа Эрика Земмура нравственный авторитет и культурное влияние левых во Франции кажутся уже отжившими свое. Сегодня существует два основных направления мысли, которые переплетаются в информационном пространстве и обладают своими глашатаями и ревностными защитниками, ведут друг с другом непримиримую борьбу. И в этой культурной борьбе просматривается куда лучший баланс, чем утверждает автор. Об этом свидетельствует хотя бы движение противников однополых браков, которое растрясло всю страну и недавно рассматривалось в интереснейшей работе политолога Гаэля Брюстье.

Таким образом, данный анализ свидетельствует о разочаровании по поводу нынешнего состояния обсуждения общественных вопросов. Напомним, что автор незаслуженно оказался под прицелом этого самого единого направления мысли во время «дела радикалов» в 1993 году, когда его произведение о «Новых правых» породило целую волну возмущения. Пьер-Андре Тагиефф явно не забыл эти события, о чем явно свидетельствует тон его повествования со злой иронией, переходящей в неподдельную горечь.

Но если отойти от полемической стороны произведения, оно может стать для левых опорой в собственном переосмыслении и окончательном отходе от нынешней позиции, которая совершенно контрпродуктивна с точки зрения выборов и абсолютно пуста в плане идей. Несмотря на всю свою спорность, эта книга должна помочь левым осознать свои слабые стороны, возродиться и предложить социальный проект, в котором могли бы увидеть себя все без исключения граждане.