После короткой зимней передышки на Украине возобновились бои. На прошлой неделе вновь активизировались военные действия в районе донецкого аэропорта. Со времени подписания в сентябре прошлого года минских мирных соглашений между Киевом, Москвой и ополченцами, которых поддерживает Россия, боевые действия то затихали, то вновь разгорались.
Артобстрелы вдоль так называемой демаркационной линии между подписавшими минские договоренности украинскими войсками и отрядами ополченцев фактически никогда не утихали. Обе стороны пытались захватить территории в районе этой линии, чтобы укрепить свои стратегические позиции. Но в последние несколько дней военные операции активизировались — стремительность и жестокость военных операций ужасают.
Ситуация менялась с молниеносной скоростью — сначала ополченцы предприняли атаку и захватили большую территорию аэропорта, вынудив украинских военнослужащих покинуть некоторые терминалы. Затем украинские войска нанесли контрудар. Киев заявил, что на помощь повстанцам через украинскую границу были переброшены российские военнослужащие в количестве тысячи человек. Москва упорно это отрицает, хотя при этом зловеще предупреждает Киев о нецелесообразности поиска «военных решений» в преодолении этого кризиса.
Учитывая, что число убитых и раненых с обеих сторон растет, минские договоренности находятся под угрозой срыва, в результате чего Украина рискует быть ввергнутой в полномасштабную кровавую и бессмысленную войну.
Основная ответственность за нестабильность ситуации лежит на Путине. Москва не выполнила основные условия минского соглашения даже при том, что российский президент заявил, что был одним из инициаторов его подписания. Россия, прежде всего, не выполнила условие, согласно которому Украина должна была получить возможность установить полный контроль над государственной границей с Россией, что, в свою очередь, позволило бы Киеву предотвратить проникновение военнослужащих и вооружения через неконтролируемые участки границы.
Все стороны, включая представителей Запада, должны продолжать настойчиво требовать полного выполнения условий минских соглашений. В частности, европейским странам в этих вопросах следует действовать согласованно. Сейчас не время вынашивать идею об уступках и смягчении режима санкций. К счастью, министры иностранных дел стран ЕС — даже тех из них, которые придерживаются примиренческих позиций в отношении России — отказались от предложения главы внешнеполитического ведомства ЕС Федерики Могерини (Federica Mogherini), которая намекала на смягчение политики Евросоюза.
Правильным будет проводить политику кнута и пряника. Евросоюз и США должны оказывать на Москву давление с тем, чтобы она выполняла условия минских соглашений, но при этом необходимо дать ясно понять, что последний пакет санкций, введенных в сентябре, может быть отменен в случае немедленного соблюдения условий. У Москвы для этого есть серьезные стимулы, поскольку эти санкции — которые зарыли российским банкам и нефтедобывающим компаниям доступ к западному финансированию — в сочетании с резким падением цен на нефть повергли страну в экономический кризис.
Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) выбрала правильную позицию, утверждая, что не примет участие во встрече в Казахстане с лидерами России и Украины (окончательное решение о проведении которой пока не принято), если Москва не продемонстрирует свое добросовестное отношение к договоренностям. В марте, когда будут пересматриваться санкции, введенные ранее, вопрос об их смягчении обсуждаться не будет, если Москва не изменит свой курс.
А пока президенту Украины Петру Порошенко следует сделать все возможное, чтобы не быть втянутым в конфликт, шансов на победу в котором у него нет. Как бы тяжело и болезненно это ни было в политическом плане, но он должен и дальше пытаться убедить Путина в необходимости совместных усилий по ослаблению напряженности.
Поскольку реакция России на революцию на Майдане привела Украину к кризису, общие принципы решения проблемы волне ясны. Киеву следует провести на определенном уровне децентрализацию власти, благодаря чему регионы, где преобладает русскоязычное население, получат некоторую автономию без отмены полномочий органов государственной власти. За последние месяцы Порошенко предпринял определенные шаги по выполнению своей части договоренностей, чего Путин не сделал. Российскому лидеру следует открыто заявить о своих намерениях. Политика, проводимая им сегодня, ведет в никуда — разве что только к дальнейшей конфронтации.