Министры иностранных дел европейских стран провели в понедельник встречу, чтобы обсудить предложения о возобновлении дипломатических контактов и сотрудничества с Россией в ряде областей. На этом настояли те страны, которые хотят уладить противоречия, возникшие из-за вторжения Москвы на Украину. К сожалению для примиренцев, переговоры состоялись как раз в тот момент, когда российские войска после нескольких недель относительного спокойствия перешли в новое наступление на востоке Украины.
Ко вторнику украинское правительство и американский посол на Украине сообщили о том, что новые подразделения российской армии пересекли границу и начали наступление на украинские позиции севернее Луганска и в донецком аэропорту. Вскоре после прибытия в Вашингтон глава внешней политики Евросоюза Федерика Могерини заявила корреспондентам: «Ситуация развивается в неправильном направлении». Соответственно, европейские министры пришли к выводу, что у них нет оснований вносить изменения в действующие против России санкции, часть из которых должна быть пересмотрена на мартовском саммите. А план разрядки напряженности подвергся острой критике.
Эпизод демонстрирует преобладающее на Западе непонимание характера режима Владимира Путина. Как отметила недавно Кадри Лиик (Kadri Liik) из Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations), многие западные лидеры упорно видят во вторжении на Украину не более чем небольшой спад в отношениях с Россией, который можно исправить. Они не понимают, что повестка Путина находится в фундаментальном противоречии с европейскими интересами безопасности и ценностями. Из-за своей привязанности к теории небольшого спада правительства, включая администрацию Обамы, отказываются предпринимать такие шаги как поставка Украине оборонительных вооружений, которые помогли бы остановить агрессию Путина. Вместо этого они составляют бесполезные схемы, пытаясь заново наладить взаимодействие с российским руководителем.
Бывший министр иностранных дел Италии Могерини, которую часто называют ведущей сторонницей этой мягкой линии, рассказала журналистам, что она не видит возможности для «возвращения к обычным отношениям» с Москвой. Она подчеркнула, что европейские министры придерживаются принципа, что любые изменения в режиме санкций должны быть привязаны к полному выполнению Россией минских договоренностей, достигнутых в сентябре и предусматривающих вывод российских войск с Украины, а также работу международных наблюдателей на границе. Чтобы выполнить эти условия, Путину придется пойти на беспрецедентные действия — а он ни разу не допускал российского отступления с оккупированных территорий в Евразии.
Тем не менее, возобновление боевых действий на востоке Украины подчеркивает новую реальность, состоящую в том, что Евросоюз и администрация Обамы должны выработать более последовательную стратегию реагирования на реальные, а не на желаемые действия Путина. Санкции оказали воздействие на российскую экономику, но они определенно не запугали Путина и не заставили его прекратить войну. Для начала надо продемонстрировать большую преданность правительству в Киеве, которое находится в худшем положении, чем российский режим. Стремясь проводить линию на военное противостояние, оно может вскоре оказаться не в состоянии расплачиваться по внешним долгам из-за отсутствия поддержки со стороны Запада. На сегодня США и ЕС пообещали Украине финансирование на текущий год в размере 4 миллиардов долларов, хотя стране для закрытия брешей требуется 15 миллиардов.
Вместо дебатов о том, можно ли возобновить торговые переговоры с Москвой, западные лидеры должны решить, готовы ли они делать все необходимое для сохранения независимости Украины.