Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смутные времена требуют пересмотра значения роли государства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В XXI веке с его глобализацией и постмодернизмом превалирует теория о том, что такие понятия, как государство, суверенитет и территория теряют свое значение, однако на самом деле все наоборот. Именно сейчас, когда Россия и Китай укрепляют свое влияние, Европу раздирают склоки и ИГИЛ поднимает голову, нам необходимо пересмотреть роль и значение суверенного государства.

Для мира настали смутные времена. Укрепление влияния России и Китая, а также нарушение ими суверенитета других стран, вызов мировому порядку и террористическая деятельность радикальных исламистов, смута и противостояние государств в ЕС, бессилие ООН и США в отношении всех этих проблем, — все это события, ставшие неожиданностью для всех. В XXI веке с его глобализацией и постмодернизмом в последние годы превалирует теория о том, что такие понятия, как государство, суверенитет и территория теряют свое значение, однако на самом деле все наоборот. Именно сейчас необходимо пересмотреть роль и значение суверенного государства.

Смутная обстановка, порождающая мировой хаос

В 1992 году Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) написал книгу «Конец истории». Ее основная мысль состоит в том, что история противостояний закончилась. Он предполагал, что впоследствии исчезнет большинство черт традиционного суверенного государства. Также он подчеркнул, что именно Европейское сообщество символизирует конец истории, а Россия отказалась от экспансионизма и выбрала путь «маленькой России». Фукуяма считал, что после холодной войны в восточной Европе и на Балканах может произойти подъем национализма, а Китай не вернется к политике сверхдержавы, пойдя по экономическому пути развития. Тем не менее реальность практически во всем противоречит этим оптимистичным прогнозам.

Украинский кризис, конфликт в Южно-Китайском море, «Исламское государство», движение за автономию в Великобритании и Испании, греческая проблема, противостояние между северной и южной Европой, — все это указывает не на мощь государства, а на то, что смута и слабость государственной структуры порождают мировой хаос. В действительности постмодернизм был прав в том, что в наши дни есть множество проблем, которые нельзя решить при помощи государства.

Несмотря на это, мировой порядок и стабильность гарантируют не ООН, международные или неправительственные организации, а отношения между суверенными государствами. Человечество пока еще не нашло систему, которая будет выполнять эту роль вместо государства.

Мудрость, порожденная человечеством


Что такое государство? Можно сказать, что современное суверенное государство — это сложившаяся исторически «фикция», как и основные права человека. При этом люди, которые называют государство историческим продуктом, в таком же ключе должны говорить и о правах человека (обычно люди, говоря об одном, почему-то забывают о втором). Однако даже если государственный суверенитет и права человека — исторический продукт и понятия относительные, их необходимо воспринимать как незыблемые и абсолютные вещи (хотя есть и исключения), поскольку они представляют из себя воплощение мудрости, сформулированной человечеством для сохранения социальной стабильности.

Исторически государство часто рассматривали как военный инструмент или средство для подавления человека. Тем не менее оно всегда служило инструментом сохранения порядка и стабильности, а также соблюдения прав человека. Дело в том, что если государство не будет обладать силой, не будут соблюдаться законы. Например, военная мощь является средством для ведения войны, но в то же время она способна предотвратить возникновение войн и конфликтов, так как она выступает в качестве исходной точки для урегулирования проблем путем переговоров. В настоящее время особую важность представляет ее второе значение.

В 2007 году Юбер Ведрин (Hubert Védrine) написал «Продолжение истории». В самом названии проглядывается критика Фукуямы. Смысл книги Ведрина в следующем.

Государство играет свою собственную роль. Даже если разрушить его суверенитет, гражданское общество, НКО, международные юридические органы не заменят государство. Нельзя предотвратить столкновение цивилизаций при помощи диалога. После развала СССР западные страны презрели реализм и отдались иллюзиям в отношении демократии, гармонии между странами и глобального. Международные задачи тоже стали формулировать в рамках левой риторики: мир, безопасность, предотвращение конфликтов, международное сотрудничество. Тем не менее реальный мир страдает скорее от слабости, а не от чрезмерной государственной силы.

С 1997 по 2002 год автор являлся министром иностранных дел Франции. Он также был дипломатическим советником президента Миттеррана. Более того, когда он был министром иностранных дел, Германия и Франция являлись локомотивами европейского объединения.

Реалист и либерал

Как рассматривать государство: как «необходимость» или как «вред»? Во-первых, разница этих взглядов заключается в том, считать ли этот мир беспорядочным или наоборот гармоничным, рассматривая войны и конфликты в качестве исключений. Во-вторых, разнятся подходы к человеческой натуре: относиться к человеку с пессимизмом или же видеть в нем добродетель.

Боден и Гоббс, определившие в XVI и XVII веке основные черты современного суверенного государства, видели беспорядочный мир и в итоге пришли к выводу о том, что государство жизненно необходимо для порядка и стабильности. Локк и Руссо, в свою очередь, считали, что общество гармонично и что можно построить стабильный социум за счет интеллекта. Первые относились к человеческой натуре пессимистично, поэтому они близки к современным реалистам. Последние видели добродетель, в связи с чем они похожи на либералов и постмодернистов наших дней.

Большинство японцев, живущих в стабильной стране, исповедуют либеральные взгляды. Они склонны рассматривать государство и вооруженные силы как своего рода зло. Постмодернизм, считающий, что в ближайшее время значение суверенного государства уменьшится, претендует на уход от мышления холодной войны, однако сама подобная теория является ее порождением, поскольку она неосознанно рассматривает исключительную ситуацию, при которой государство и народ контролировались двумя большими лагерями.

Мы живем в смутное время, когда государства, народности и религии, ранее, образно говоря, державшие себя в руках, выскочили, словно из ящика Пандоры. Настало время вновь осознать важность роли государства.

Автор — профессор Ниигатского университета.