Бои в районе Донецкого аэропорта продолжаются, украинские силы несут потери, а раненые бойцы попадают в плен. В четверг утром в Минобороны сообщили, что за прошедший день 16 украинских военнослужащих в ходе боя возле донецкого аэропорта получили ранения и попали в плен, еще 6 украинских военных погибли (всего по данным Генштаба за прошедшие сутки в зоне боевых действий погибло 10 украинских бойцов).
Однако помимо официальных сводок, в сети появился ряд видео, на которых над пленными украинскими военными издеваются, их избивают, допрашивают. И все это делается перед объективами камер российских каналов. Следует понимать, что такие действия боевиков напрямую нарушают положения Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными.
«Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы», — говорится в Статье 13-й.
«При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести», — гласит Статья 14.
Так-то, оно так, но в этой ситуации есть одно большое «но» — пленные украинские военные, как утверждают правозащитники, не подпадают под действие этой конвенции.
«Не только нет механизма защиты заложников, но и нет обязательств военного руководства России выполнять Женевские соглашения. Они говорят, что они не воюющая сторона. Хотя, де-факто, они являются воюющей стороной, идет война. Де-юре она оформлена как АТО. И в итоге наши бойцы, которые попадают в плен, не могут рассчитывать на требования Женевской конвенции и не могут требовать своего статуса», — поясняет Сегодня.ua правозащитник Эдуард Багиров.
В руководстве военной операцией утверждают, что пленные бойцы находятся в заложниках у боевиков.
«Военнопленными они будут, если официально будет объявлена война. А так они находятся в заложниках», — сказал «Сегодня.ua» представитель руководства военной операцией в Донбассе Андрей Лысенко.
Относительно механизмов защиты наших солдат Лысенко отметил, что любое издевательство над людьми является наказуемым и преследуется согласно закону Украины.
«Они находятся на территории Украины. Тут работает законодательство и все, кто нарушает его, будут нести ответственность по мере совершения преступления», — сказал Лысенко.
Эдуард Багиров при этом отмечает, что пленные украинские бойцы в настоящий момент находятся в очень низком правовом положении и боевики сами могут им предоставить статус кого угодно. «Они могут назвать наших солдат ВСУ и заложниками, и пленными, и даже бандитами или карателями», — говорит правозащитник.
Пока же в Генштабе ВСУ сообщают, что раненые защитники Донецкого аэропорта, которые попали в плен к боевикам, находятся в медучреждениях Донецка.
«У нас есть оперативная информация о том, что все наши бойцы, захваченные в плен и получившие ранения, находятся в госпиталях в Донецке, других деталей нет», — сообщил и.о. пресс-секретаря Генштаба Владислав Селезнев.
Селезнев, ссылаясь на данные, полученные от волонтеров, отметил, что в переговорах по освобождению украинских пленных задействованы все силы. «Волонтер Татьяна Рычкова подтвердила мне, что задействованы все известные переговорщики», — отметил он.
Тем временем появилась информация, что боевики провели колонну украинских военных по улицам Донецка. Это уже не первая такая «колонна» в Донецке. Подобное произошло 24 августа в Донецке. Сейчас все надежды на переговоры.