Многие после случая в Гюмри задают вопрос о том, разве Россия не понимает, что эти ее действия в отношении Армении работают против нее. Причем, эти вопросы звучали, конечно, и раньше, по поводу тактических и стратегических подходов и других эпизодов армянской и кавказской политики России.
И вопрос действительно кажется логичным, как могут русские не понимать, что делают шаги, которые в Армении настраивают все больше людей против государственной политики России, формируют все новые общественные настроения, выступающие против этой политики. И с этой точки зрения, вполне справедливо утверждение, что почти единственным, кто пытается распространить антироссийские настроения, является государственная политика России, которая абсолютно не учитывает государственные интересы, чувства, честь и достоинство, и другие морально-политические аспекты Армении и армян. И это — вопреки утверждениям в Армении относительно того, что «Запад пытается распространить или внедрить антироссийские настроения в Армении».
Вопрос логичный, естественно, но в то же время, было бы неестественно думать, что Россия не осознает, что делает. Если даже и не осознавала в начальном периоде, то в дальнейшем, по крайней мере, должна была прийти к такому сознанию, видя свои очевидные политические провалы по части Армении, по части отношения общества Армении. Ведь эта российская политика не нова, она развивается на протяжении многих лет. Тем более, что в связи с этим прозвучало множество обоснованных сигналов, и вместо того, чтобы обратить внимание на них, российская сторона противопоставила всего лишь неаргументированную и необоснованную антипропаганду, наполненную примитивными искажениями.
Значит, либо власти России и их советники политически невменяемы, и не способны представить банкротство, неэффективность и опасность данной политики и стратегических и тактических подходов в виде эффекта бумеранга, либо власти России очень хорошо осознают, и общественные круги Армении имеют неправильное представление о реальных целях и задачах России.
И когда мы говорим, что политика России по части Армении неэффективна, то, во-первых, должны понять, какие результаты ожидают сами власти России, чтобы рассуждать начет эффективности. Вот с этой точки зрения, нам, наверно, только кажется, что Россия не понимает опасность того, что делает. На самом деле, Россия по части Армении имеет более простые цели, и полностью достигла этих целей. России Армения нужна в качестве полноценно контролируемой территории, которая, своей кавказской, и вообще широкой региональной политикой не вызовет никаких препятствий в вопросе выяснения проблем с Западом, отношений с Ираном, Турцией, Грузией, Азербайджаном.
Поскольку Москва очень хорошо знает свои стратегические задачи в отличие от многих армян, четко представляет, что эти проблемы не имеют ничего общего с интересами Армении, более того, во многих важных и ключевых вопросах противоречат интересам и безопасности Армении. Посмотрите на российско-турецкие и российско-азербайджанские отношения. Они самые показательные, между тем, существует много других примеров, которые свидетельствуют о противоречиях стратегических, экономических и политических интересов. Армения для России уже не является проблемой, по этой причине Москве не интересно, что здесь думают о ней, о ее политике и действиях.
Москва наложила необходимые запреты — силовые и политические, а экономические сформировала на протяжении многих лет по принципу «Недвижимость взамен на долг». В Армении русифицировано доминантное политическое поле, где власти и неправительственные силы, молча сотрудничая, удерживают общество на «не антироссийской» орбите. Россия в рамках ОДКБ получила полномочия для вооруженного вмешательства, и поскольку создала плодотворную почву для политической «заявки», то проблема силового вмешательства, по сути, стала вопросом техники.
Остальное уже совершенно не волнует Кремль, и уже вполне напрасны попытки убедить Москву, что армянские действия губительны для нее.
Россия сегодня оказалась на решающей линии, санкции, примененные Западом, и падение цены на нефть поставили ее перед ситуацией «или-или». Москва становится экономическим банкротом. Технологически обанкротилась уже давно, или всегда была банкротом, следовательно, у нее, по сути, нет других ресурсов для изменения тактики в Армении. Будет выжимать уже существующие столько, сколько сможет выдержать. Остается вопрос, сколько сможет выдержать Армения.