В обостряющейся конфронтации России и Запада заложником становится даже прошлое. В этом году Европа отмечает 70-ю годовщину победы над нацистской Германией, исключая из процесса Россию, которая тоже шла к победе. Этот мелочный и неучтивый жест увеличивает пропасть между двумя полюсами евразийского пространства.
Еще в прошлом году Россия и Запад смогли забыть о мимолетных разногласиях, и, несмотря на отторжение Крыма и бои, которые в то время уже разворачивались на востоке Украины, бывшие военные союзники и проигравшие вместе отметили 70-ю годовщину высадки войск в Нормандии.
Французскому президенту Франсуа Олланду и в голову не пришло не пригласить на памятное мероприятие Владимира Путина, а российский президент и представить себе не мог, что не поедет во Францию и оскорбит тем самым бывших союзников своей страны. Напротив, эта встреча даже открыла новые возможности для обсуждения текущих проблем.
Изоляция России
Но с тех пор обстановка изменилась. Западная Европа преодолела свою изначальную неуверенность и изо всех сил старается изолировать Россию. И руководствуясь этим решением, она даже не остановится перед тем, чтобы отказаться от своей прежней позиции, осуждающей нацизм. У многих неодобрение вызвало уже то, что Запад, столь опекающий свои ценности, основываясь на принципе «цель оправдывает средства», «великодушно» закрыл глаза на разгул экстремистских сил на Украине.
Это двойственное отношение придало киевской элите такой смелости, что бывший теневой банкир, а ныне премьер-министр Арсений Яценюк, предпринял попытку переписать историю Второй мировой войны. К ужасу многих он заявил, что в свое время Советский Союз напал на Украину и Германию. Вероятно, это можно было бы списать на ненависть, вызванную военной обстановкой, но самое удивительное то, что Берлин оставил это чудовищное заявление, во имя свободы слова, без комментария.
С тех пор ситуация все больше проясняется, и, похоже, Запад уже использует и прошлое, чтобы преподать Кремлю урок. Отказываясь от совместных торжеств, связанных с одной из идеологических основ режима Путина — 70 лет назад завоеванной победой, Запад открыто демонстрирует изоляцию России.
Осквернение памяти жертв
Нельзя не заметить, что западные представители хотят дать Путину понять в вопросе, который имеет с позиций Кремля огромное символическое значение, что он остался один и в изоляции. Как будто им неинтересно, что тем самым они унижают не только российского президента, но и весь российский народ. Кроме того, хотят они того или нет, они оскверняют память жертв войны.
Но как иначе можно объяснить, что на памятную акцию по случаю 70-й годовщины освобождения Освенцима, которая состоится в конце месяца, не был приглашен российский президент? Но Варшава, которая, кстати, чем дальше, тем более агрессивно и амбициозно ведет себя, так и не решилась на прямое заявление, а вместо этого пошла на хитрую, но очевидную увертку и послала лишь ноту о том, что мероприятия состоятся.
Но до этого, что совершенно точно, Варшава согласовала этот свой шаг с европейскими партнерами. Так что Путина в Освенциме, освобожденном Красной армией, не будет, однако все еще не исключено, что он примет приглашение чешского президента Милоша Земана, который больше понимает российские шаги, и приедет на памятные мероприятия, которые будут проходить одновременно с польскими.
Война и мир
Но на этом игры вокруг 70-й годовщины окончания Второй мировой войны не заканчиваются и достигнут своего пика, несомненно, в мае этого года. 10 лет назад в празднованиях приняли участие, в том числе, лидеры США, Франции, Японии, Китая и Германии, чего в этом году 9 мая вряд ли можно ожидать. Еще месяц назад от приглашения отказались президенты США и Литвы, а другие западные представители пока держат паузу.
Несмотря на это, внимание СМИ заранее гарантировано, ведь приглашение принял северокорейский лидер Ким Чен Ын. Кстати, это будет его первая зарубежная поездка с тех пор, как он встал во главе своей страны.
Но акция подобного значения могла бы стать на самом деле памятной, если бы, как и прошлогодние торжества в Нормандии, она была бы не этапом конфронтации, а шагом к сближению, и в соответствии с событиями 70-летней давности прошла бы в духе не войны, а мира.