Многое указывает на то, что Россия начнет отменять эмбарго на продовольственные товары для избранных стран Евросоюза. Избранных, разумеется, по российскому усмотрению. А это вызывает беспокойство.
Благожелательность российского министерства сельского хозяйства и санитарной службы, как правило, попахивает развалом достигнутой с таким трудом европейской солидарности в отношении наложенных на Москву санкций за аннексию Крыма и агрессию на востоке Украины.
Россия неоднократно демонстрировала, что в экономических вопросах — от продажи газа до импорта молока, сладостей или сосисок — руководствуется не чисто экономическими интересами, а политическими соображениями. Она предпочитает потерять пару миллиардов, чтобы приобрести политическое влияние у ближайших или более отдаленных соседей. Казалось, что она также готова на то, чтобы страдали и ее граждане. Они страдают, так как им приходится дороже платить за продукты, на которые распространяются антизападные контрсанкции — а именно этим является российское эмбарго на продовольствие. Гречка подорожала на 50%, а мясо — почти на четверть.
Сейчас Кремль, судя по всему, уже не хочет раздражать простых граждан высокими ценами, а граждан с избытком наличности — отсутствием деликатесных товаров: паштетов из гусиной печени, салями с маркировкой «региональный продукт» или редких сыров. Западные аграрии и производители тоже недовольны тем, что на их складах копятся продукты. Это дает Москве возможность убить одним выстрелом двух зайцев: угодить собственным потребителям и министрам сельского хозяйства некоторых стран Евросоюза. Искушение глав аграрных ведомств велико, но цена использования этого предложения будет еще выше: ЕС может окончательно утратить единодушие по вопросам восточной политики. Чтобы отменить европейские санкции против России, будет достаточно, чтобы против них выступила одна страна-член ЕС. Например, в благодарность за открытие российского рынка для мяса. Маловероятно, что таким искушениям (например, яблочным) подвергнется польский министр сельского хозяйства. Но на всякий случай подскажу, что Польша ввиду своего расположения должна особенно беречь европейскую солидарность в отношении России. Неважно, идет ли речь о яблоках, колбасе, сыре или шоколаде, россиянам по вкусу больше всего приходится пророссийская позиция.