Ir: Усиливаются опасения, что в отдаленном будущем Великобритания может выйти из Европейского Союза. Насколько велика вероятность того, что это фактически произойдет?
Дэвид Лидингтон: В настоящее время в опросах общественного мнения видно четко сбалансированное равновесие. Самый последний опрос демонстрирует небольшой перевес в пользу ЕС. Несколько месяцев назад в опросах отмечался небольшой перевес в пользу выхода. Это немного зависит от того, что в конкретный момент появляется в новостях. Однако вполне последовательны ответы, когда у людей спрашивают, как они будут голосовать, если премьер вернется из Брюсселя с успешным соглашением о комплекте реформ. В таком случае два человека против одного поддерживают участие в ЕС.
Я говорю очень ясно: в интересах Соединенного Королевства быть государством-членом ЕС и одним из его ведущих игроков. Но Европа тоже должна осознавать: она отстает и в конкурентоспособности, и в создании рабочих мест, если сравнивать с США или с развивающимися странами Азии и Латинской Америки. К тому же, есть опасность, что она станет оторванной от своих граждан. Это вопрос не только для Великобритании. Посмотрите на результаты выборов в Европейский парламент, как в последние годы набирают силу популистские движения и правого, и левого крыла. Такие процессы — это один из факторов (но не единственный) недовольства решениями, которые принимают внешне далекие и неотзывчивые европейские институты.
— Европу потрясла война на Украине. Как, по-вашему, будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы?
— Многое зависит от господина Путина. Мне хотелось бы видеть полное выполнение Минского соглашения, в особенности по неприкосновенности российско-украинской границы, по обеспечению для ОБСЕ эффективного контроля за границей и по приостановке потока предназначенных для сепаратистов дополнительных сил и военной техники. Если минские условия возможно будет реализовать, тогда мы можем надеяться на программу деэскалации (или уменьшения напряженности). Меня беспокоит тот факт, что деэскалация предлагалась Кремлю с самого начала украинского кризиса, но до сих пор нет продвижения по этому пути. У нас в Европе необходимо очень четко сформулировать мысль — мы считаем Украину и другие государства, которые были частью СССР, суверенными государствами, имеющими право самостоятельно решать о своем будущем.
— Возможно ли ослабление режима санкций в апреле, когда закончится срок первых введенных ЕС санкций?
— Сейчас я не вижу никаких аргументов в пользу ослабления санкций. Мы не видели выполнения Минского соглашения, вовсе не говоря о продвижении в вопросе Крыма. Мы не должны забывать, что аннексия Крыма создала очень опасный прецедент. Аннексия территории одного суверенного европейского государства при вопиющем нарушении и заключительного документа Хельсинкской конференции, и Будапештского меморандума, и заключенного после развала Советского Союза украино-российского договора. К тому же, с учетом доктрины Путина о том, что у него есть право осуществлять интервенцию где угодно в мире, чтобы защитить русскоязычных, созданный прецедент очень опасен. Этому нужно противодействовать.
— Как можно добиться отмены аннексии Крыма или прекратить образование сепаратистских анклавов?
— Начинать нужно с Минского соглашения, с деэскалации в Донбассе. Надеюсь, что после этого мы увидим — не буду спешить употреблять слово roll-back (вытеснение агрессора — прим. ред.), но начнет формироваться план. Европа должна оказывать поддержку, однако очень важно, чтобы лидерство взяли на себя избранные руководители Украины. Президенту Порошенко и премьер-министру Яценюку необходимо добиться, чтобы их народ поддержал соглашение с Россией. Исторические и географические реалии таковы, что у Украины должны быть дружественные, значимые отношения с Россией. Но это не означает, что надо позволять унижать себя или допускать российское вторжение на свою территорию. Европа должна продолжать поддерживать программу амбициозных и необходимых экономических, правовых, административных и политических реформ на Украине.
— В последнее время очень усилилась обеспокоенность по поводу российской информационной войны. Великобритания вместе Литвой, Эстонией и Данией поддержала предложение для ЕС о том, как на вещательные организации России возложить ответственность за «манипуляцию, введение в заблуждение, разжигание ненависти или пропаганду войны». Расскажите побольше об этой инициативе.
— Сейчас ведутся переговоры о том, как нам лучше справиться, по сути, с вызовом со стороны контролируемых государством российских СМИ, и мы поддержали выдвинутую литовцами инициативу. Мне кажется очень важным не думать только о наказании российских СМИ. Однако необходим принцип — Россия не должна получать карт-бланш. Установленные для СМИ правила о равновесии, справедливости, точности фактов, что записано в законах о наших вещательных организациях, должны распространяться и на российские вещательные организации, использующие нашу территорию. Наша контролирующая масс-медиа структура Ofсom недавно осудила Russia Today за нарушение правил. Второй важный элемент — это усовершенствование коммуникации о том, что на самом деле происходит, и с нашим обществом, и с русскоязычными.
— Агрессия России на Украине вызвала серьезные опасения в связи с ситуацией в сфере безопасности в нашем регионе. В прошлом году на саммите НАТО в Уэллсе было принято много важных решений об укреплении безопасности. Довольны ли вы выполнением этих решений?
— До сих пор все шло достаточно хорошо. Мне бы хотелось видеть больше расторопности в создании подразделения быстрого реагирования. Важно, чтобы союзники выполняли обязательство об увеличении со временем расходов на оборону до 2% от ВВП. С учетом украинских событий это разумное требование.
— Как обстоит с сотрудничеством в оборонной сфере между Латвией и Великобританией?
— Очень хорошо. Отношения очень дружеские. Это, скорее, вопрос для латвийского министра, но мне кажется, что Латвия оценила отзывчивость Великобритании, которая участвует в патрулировании воздушного пространства Балтии и направила солдат для участия в военных учениях в прошлом году. Мы также занимаем твердую позицию по отношению к российской агрессии. Мы считаем Латвию важным, аналогично мыслящим союзником, у которого есть основанные на собственной истории выводы о том, как Россия иногда действовала в прошлом, и какие риски это создает.