Президент Барак Обама подал сигнал о том, что он готов существенно ужесточить американские санкции против Кремля. Обама заявил, что проведенный в субботу сепаратистскими повстанцами обстрел города Мариуполя на юго-востоке Украины был явно осуществлен при поддержке и финансировании со стороны России.
Свое заявление Обама сделал в воскресенье на пресс-конференции в Нью-Дели, проведенной совместно с индийским премьер-министром Нарендрой Моди. В этот момент украинский президент Петр Порошенко проводил в Киеве заседание совета безопасности, призывая мировое сообщество усилить давление на Россию.
По словам Обамы, США «серьезно обеспокоены» последними нарушениями соглашения о прекращении огня и тем, что сепаратисты пользуются «российской поддержкой, получают российское оружие и технику, финансирование, подготовку, а также войска из России».
Он добавил: «Я рассмотрю все имеющиеся у нас дополнительные варианты, за исключением военной конфронтации, и постараюсь решить этот вопрос».
Несмотря на резкие заявления Белого дома, сейчас непонятно, готов ли последовать его примеру Евросоюз, являющийся самым важным союзником администрации Обамы в политике по отношению к России.
По словам европейских дипломатов, между странами Европы возникли разногласия в вопросе принятия дальнейших санкций. Высокий представитель Федерика Могерини назначила на четверг срочное заседание министров иностранных дел.
Некоторые дипломаты выступили против созыва заседания в более ранние сроки, опасаясь того, что оно закончится лишь очередным осуждением атаки на Мариуполь. «Созывать его просто ради того, чтобы сделать очередное заявление, это бессмысленно», — сказал польский дипломат.
Среди тех, кто выступил против проведения срочного и безрезультатного заседания, был председатель Европейского совета Дональд Туск, заявивший в Твиттере: «Мариуполь показал, что умиротворение поощряет агрессора».
Тем не менее, лихорадочная дипломатическая деятельность по вопросу о том, вводить или нет новые санкции, отражает смену настроений на Западе, и особенно в Европе, где некоторые лидеры начали открыто говорить о снятии санкций против России из-за обвала ее экономики, вызванного падением нефтяных цен и резким снижением курса рубля.
«Мы не заинтересованы в ослаблении России и в разрушении ее экономики, — сказал Обама. — Но мы глубоко заинтересованы, как и, на мой взгляд, любая другая страна, в отстаивании основополагающего принципа, состоящего в следующем: крупные страны не должны запугивать маленькие, не должны посягать на их территориальную целостность, не должны нарушать их суверенитет. Но именно это поставлено на карту на Украине».
Обстрел Мариуполя велся из установок залпового огня пророссийскими сепаратистами, которые обстреляли жилые кварталы этого контролируемого украинцами портового города, убив 30 и ранив почти 100 человек.
Это нападение усилило опасения по поводу того, что Россия, действуя через своих сепаратистских ставленников, намерена создать сухопутный коридор, проходящий вдоль берега Азовского моря до Крыма, аннексированного Москвой в начале прошлого года.
Обстрел состоялся на следующий день после того, как высокопоставленный лидер сепаратистов исключил дальнейшие переговоры о прекращении огня и пообещал захватить новые города на промышленном востоке Украины. Начавшаяся несколько недель назад эскалация боевых действий по всему периметру удерживаемой сепаратистами территории может превратить длящийся 10 месяцев и унесший жизни более 5 тысяч человек конфликт в полномасштабную войну.
В воскресенье Россия не проявила никаких признаков готовности пойти на попятную. В заявлениях Кремля, появившихся после того, как министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры с американскими и европейскими коллегами, Москва возложила всю вину за усиление насилия на Киев, который отказывается вести переговоры напрямую с руководством сепаратистов.
Российское Министерство иностранных дел обвинило Киев в нарушении достигнутых в сентябре минских договоренностей о прекращении огня и в проведении курса на «дальнейшую милитаризацию» .
В дополнение к высказываниям Обамы, в которых он публично заявил о причастности русских к атаке на Мариуполь, руководители служб безопасности в Киеве выступили с утверждением о том, что у них есть доказательства причастности российских агентов к ракетному обстрелу.
Статья подготовлена при участии Питера Шпигеля (Peter Spiegel) и Генри Фоя (Henry Foy).