Год назад на Майдане родилась новая Украина. Сейчас тот дух, который мобилизовал тогда миллионы людей на акции протеста, силен, как никогда.
Новая Украина становится полной противоположностью Украине вчерашней, полностью коррумпированной и деморализованной.
Осуществленные преобразования представляют собой редкий опыт прямого участия граждан в демократическом процессе, прекрасную и благородную миссию народа, объединившегося ради того, чтобы вывести свою страну на путь современного развития, открытости и европейской интеграции. Этот процесс находится лишь в самом начале.
Значение данного опыта заключается не только в том, что он протекает под знаком борьбы, но также и в том, что ему сопутствуют созидательные усилия, идущие не только в русле отказа от старого, но также строительства нового государства.
Многие из тех, кто входит в состав нынешнего правительства и парламента, добровольно оставили высокооплачиваемые должности ради служения своей стране. Новый министр финансов Наталья Яресько ранее занималась инвестициями, но оставила свою прежнюю работу и сейчас получает лишь несколько сот долларов в месяц. Многие на добровольных началах помогают людям, которые были вынуждены покинуть свои дома, другие выступают в качестве советников министров и органов местной власти.
Однако новой Украине противостоит серьезное препятствие в виде Украины вчерашней, которая все еще крепко сидит в умах бюрократов и промышленных олигархов, тесно взаимодействующих между собой. И, разумеется, наталкивается она и на непреклонную враждебность российского президента Владимира Путина, изо всех сил стремящегося дестабилизировать страну.
Все дело в том, что о новой Украине очень мало знают не только в мире, но и на самой Украине. Сейчас в стране разрабатываются масштабные реформы, но они еще не воплотились в жизнь.
Интересно сравнить нынешнюю Украину и Грузию 2004 года. В то время, придя к власти, Михаил Саакашвили в качестве одной из первоочередных мер упразднил одиозную дорожную полицию, вымогавшую взятки у водителей. Жители страны сразу же заметили перемены к лучшему. К сожалению, на Украине еще не разработали подобного проекта, который мог бы выглядеть объявлением о намерениях. Существует план реформирования киевской милиции, но на данный момент для получение водительского удостоверения приходится платить такую же взятку, как и раньше.
Саакашвили был революционным лидером, начавшим жесткую борьбу с коррупцией, но в итоге превратившим ее в монополию государства. На Украине же сам народ является главным участником демократического процесса, эта страна не зависит от воли одного лишь руководителя и обладает системой сдержек и противовесов. Демократические процессы развиваются медленно, но в долгосрочной перспективе это является их преимуществом.
Но будет ли долгосрочная перспектива? В настоящее время Украина является объектом военной и экономической агрессии со стороны путинской России. В России сейчас бушует финансовый кризис, однако создается впечатление, что Путин решил разрушить новую Украину до того, как она сумеет укрепиться, а кризис разрушит его собственную популярность. С этой целью он усиливает военное и экономическое давление. На прошлой неделе обстрелу подвергся Мариуполь, это развеяло миф о том, что сепаратисты действуют самостоятельно.
Украина может защитить себя в военном отношении, но нуждается в срочной экономической помощи. Плохо то, что демократии медленно реагируют на происходящее, а группа демократических стран, подобная Евросоюзу, реагирует еще медленнее, и Путин пользуется этим обстоятельством.
От того, как будут развиваться события в ближайшие дни, многое зависит. На карту поставлено не только будущее Украины, но и всего ЕС. Крах Украины станет огромной потерей для Европы, поскольку позволит России разделить и подчинить себе ЕС.
Но если Европа окажется на высоте тех задач, которые ставит перед ней сложившаяся экстренная обстановка, и окажет Украине необходимую помощь, то наступит момент, когда Путин вынужден будет прекратить агрессию.
Сейчас Путин может ссылаться на то, что проблемы российской экономики возникли вследствие враждебности Запада, и россияне соглашаются с этим доводом. Если Украина получит необходимую финансовую помощь, то ответственность за российские проблемы несомненно ляжет на российского президента.
В таком случае вполне возможно, что население России вынудит его последовать примеру новой Украины. А Европа увидит новую Россию, которая из серьезной стратегической угрозы превратится во влиятельного стратегического партнера. Именно это поставлено на карту.
Бернар-Анри Леви — писатель и философ.
Джордж Сорос — президент Фонда Сороса.