Впервые с 2005 года рейтинг России снизился до «мусорного» — международное агентство S&P в понедельник, 26 января понизило суверенный кредитный рейтинг России до спекулятивного уровня «BB+».
Свое решение агентство обосновало резким снижением гибкости денежно-кредитной политики России и влиянием ослабления экономики страны на ее финансовую систему.
О возможном снижении рейтинга России S&P объявило еще месяц назад, когда он был официально поставлен на пересмотр с негативным прогнозом.
Другие два крупнейших рейтинговых агентства Moody’s и Fitch пока сохраняют для России инвестиционные рейтинги, однако прогноз по рейтингу у всех трех агентств негативный — это значит, что он в любой момент может быть пересмотрен в сторону понижения.
Россия откатилась на 10 лет назад
Суверенный рейтинг России перестал быть инвестиционным впервые с 2005 года, напоминает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.
«В 2005 году рейтинги всех трех агентств перешли за границу спекулятивных рейтингов, и с тех пор ничего не изменилось. Я недавно смотрел те комментарии, которые агентства давали в 2005 году. Все писали о том, что большие политические риски, большие риски, связанные с судебной системой и так далее. Но все эти риски компенсировались ростом золотовалютных резервов, улучшением валютного баланса, ростом цен на нефть и объема добычи. Сейчас негативные факторы все те же самые остались, а вот позитивные сходят на нет. Падение цен на нефть слишком сильное. Риски слишком сильно выросли», — объясняет эксперт.
Тем не менее, Тимур Нигматуллин не ожидает сильного эффекта от снижения рейтинга России до спекулятивного уровня.
По оценкам экспертов, суверенный долг России не превышает 10-12% от объема ВВП — что считается в макроэкономике небольшой величиной.
«Основной риск заключается в „квазигосударственном“ долге», — считает Нигматуллин, имея в виду долговые обязательства российских государственных компаний.
«Если будут проблемы у банка ВТБ или „Сбербанка“ или любой другой госкомпании, будь то „Газпром“ или РЖД, государство будет вынуждено предоставить финансирование. В противном случае будет эффект домино: крупные компании слишком велики, чтобы их банкротить. Если считать долг этих компаний как госдолг, то будет около 40% от ВВП», — предполагает аналитик «Инвесткафе».
«Риски есть, но оценить сложно»
«Государственного долга по большому счету не так много, там и говорить-то особо нечего, — соглашается финансовый аналитик „Ренессанс-капитала“ Наталья Лебедева. — Опасность заключается в том, что у многих корпоративных бондов могут быть прописаны так называемые ковенанты».
Ковенанты — это определенные условия, которые заемщик обязуется выполнять на протяжении действия кредитного договора. Одной из ковенант может быть возможность досрочного предъявления долга к погашению при понижении суверенного рейтинга страны до неинвестиционного уровня.
«Самое опасное в этом деле, что сработают ковенанты. В случае снижения рейтинга России сработает эта ковенанта, и долги могут быть предъявлены к погашению. В настоящий момент эти долги погашаются в течение пяти или шести лет, а мы можем их все получить в один год. И это безусловно совершенно другое давление на рубль. Это самый негативный сценарий», — считает Наталья Лебедева.
Тимур Нигматуллин не склонен преувеличивать вероятность этого сценария.
«Риски есть, но оценить это все сложно, потому что у каждой компании, каждого заемщика ковенанты различные и могут обсуждаться», — считает он.
Государство спасет
Эксперты сходятся в том, что мгновенного эффекта от снижения рейтинга российская экономика не почувствует — из-за санкций западных стран доступ к кредитам у российских финансовых институтов и так чрезвычайно затруднен.
«У нас настолько все плохо, что не знаю, насколько оно [снижение рейтинга] добавит негатива», — рассуждает Наталья Лебедева.
Но дефолт ни по государственному, ни по «квазигосударственному» долгу России пока не грозит, считает Тимур Нигматуллин.
«Дефолт крайне маловероятен. Но естественно, если нефть будет на очень низком уровне, будет очень несбалансированный бюджет в плане инвестиций, расходов на оборону, понятно, что дисбаланс рано или поздно приведет к негативным последствиям. Но в ближайшие два-три года я не жду подобного развития событий даже при текущих ценах на нефть», — прогнозирует эксперт.
Лебедева ожидает, что вслед за суверенным рейтингом будут снижаться и кредитные рейтинги отдельных российских компаний.
«Это не правило, но фактически так и есть. По большому счету не бывает, чтобы рейтинг корпораций был выше суверенного рейтинга», — объясняет эксперт «Ренессанса».
Однако, по ее мнению, пока у России достаточно денег, чтобы оказать поддержку не только государственным, но и частным компаниям. Как и на каких условиях оно будет это делать — пока неизвестно.
«Я думаю, что государство, конечно, будет спасать. В этом и есть основной вопрос. В общем у России долгов мало, но государство должно найти деньги, чтобы всех поддерживать. Долговая нагрузка компаний может и Россию подтянуть вниз», — предупреждает Наталья Лебедева.
В этом Тимур Нигматуллин с ней согласен.
«Риски велики и они только растут. Это влияет на инвестиции, на отток капитала — получается самоподдерживающийся механизм. Например, риски выросли, произошел отток капитала, риски еще больше выросли — такая закручивающаяся спираль», — объясняет аналитик «Инвесткафе».