При небывало жестких мерах безопасности в понедельник на Пражском Граде начала работу двухдневная конференция, приуроченная к 70-й годовщине освобождения Освенцима. В торжественной обстановке ее открыл председатель Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор, человек, которому принадлежит идея мероприятия, и который эту идею в итоге и воплотил. В чешской прессе конференция с самого начала связывалась с возможными противоречиями, которые может вызвать приезд на нее российского президента Владимира Путина.
По некоторым кулуарным слухам, Кантор с самого начала задумывал мероприятие как легитимизацию главы Кремля. И пусть из международной изоляции, в которую он попал из-за российской аннексии Крыма, Путина «пражский мостик» бы так и не вывел, российская пропаганда могла бы работать с этим образом, убеждая общественность в ряде европейских стран, что Путин — позитивный игрок. Но в свете более подробной информации и методов, использованных при подготовке акции, кажется, что все было на самом деле проще.
Игра за славу
Первичной целью Кантора не была сложная политическая игра за Путина, а скорее личное желание провести как можно более помпезное мероприятие, которое затмило бы проект конкурентов в Польше. Раньше за мероприятия в Польше отвечал сам Кантор, но в этом году подготовку поручили его главному сопернику — главе Мирового еврейского конгресса Рональду Лаудеру. Так Кантор, известный своим размахом, перенес свой проект в Прагу, мечтая затмить Лаудера.
Однако ему это не слишком удалось, потому что главные звезды конференции: президенты США, Франции и Германии — не проявили интереса к участию. Или, как немецкий президент Йоахим Гаук, отдали предпочтение Польше. Дома в итоге остался и президент Путин, который вместо себя послал одного из зампредов Совета Федерации Ильяса Умаханова, который, один из немногих, не был включен в санкционные списки ЕС и США как раз для того, чтобы от России кто-то мог ездить за рубеж.
Чешская сторона этот «слабый состав» восприняла с большим облегчением, как заявил журналу Respekt один из высокопоставленных государственных чиновников. Ведь были опасения, что большое количество российских представителей, приехавших на конференцию, могло бы в сложившейся, снова обострившейся, ситуации на Украине спровоцировать массовые народные демонстрации, в чем ни Пражский Град, ни МИД ЧР не заинтересованы.
Во вступительном слове Кантор подтвердил свою репутацию человека, который близок к Путину — и не только из-за своего богатства (сегодня он занимает 39-ю строчку среди богатейших российских предпринимателей). Он прежде всего входит в круг лиц, с которыми Путин общается. На вопрос Respekt, как он оценивает путинскую политику на Украине — как помощь российскому меньшинству, оказавшемуся под угрозой (аргументация Путина), или как агрессию (позиция ЕС), — Кантор ответить отказался. Затем он назвал Путина своим хорошим другом, а также большим другом евреев. Отвечая на вопрос, заданный газетой Lidové noviny, о том, как он может объяснить, что именно в путинскую эру в России, по данным международных организаций, усиливаются антисемитские настроения. «Кто вам это сказал?» — рассердился Кантор.
Нежданный гость
Однако конференция и, главное, ее дискуссионные панели не являются одномерными с точки зрения представленных мнений. Так в качестве одного из гостей в понедельник выступил ярый критик Кремля, американский историк Тимоти Снайдер. Но поговорить с приглашенными было невозможно: организаторы исключили из программы встречу с журналистами. Вероятная причина стала известна в течение дня, когда выяснилось, что организаторы тайно пригласили на Пражский Град одного из приближенных президента Путина, главу РЖД Владимира Якунина. То есть человека, имя которого значится в санкционном списке США. В перечне гостей, который раздавали СМИ, имени Якунина не было. В главном зале он выступил тогда, когда в нем не было камер.
Как и Путин, Якунин был сотрудником советской спецслужбы: более 20 лет вел шпионскую деятельность и тогда, в частности, побывал в Соединенных Штатах. С российским президентом он сблизился в 90-х в Санкт-Петербурге, где они были соседями по элитному дачному поселку на берегу озера Комсомольское. В ноябре 1996 года он создал кооператив собственников недвижимости «Озеро». Когда Путин начал продвигаться по политической линии, за ним в гору пошел и Якунин. Знающие российские реалии люди объясняют это тем, что Путина и Якунина объединяет не только взаимоуважение, но и то, что они многое знают друг о друге из «лихих 90-х», так что Путину выгодно иметь Якунина при себе. Вероятно поэтому же, он доверил Якунину руководство Российскими железными дорогами. Но его влияние во много раз превосходит важность этого руководящего поста.
Как выяснил оппозиционный блоггер Алексей Навальный, семья главы РЖД создала с помощью «коррупции и злоупотребления властью» гигантскую империю, которая управляется через оффшорные фирмы по всему миру, и чья стоимость составляет миллиарды долларов. Огромная резиденция Якунина под Москвой занимает 70 га. Там бассейн в 50 м и парковка на 15 автомобилей. Сегодня Путин называет Якунина своим «другом», и то же самое о нем говорит чешский президент Земан, который является постоянным гостем устраиваемых Якунином дискуссионных форумов на греческом Родосе.
Нереализованные амбиции
Но с точки зрения президентской администрации, конференция стала скорее нереализованной возможностью. Желание людей в окружении президента Милоша Земана видеть на конференции лидеров мировой политики и презентовать чешского президента как важного игрока так и не реализовалось. И не только из-за упомянутого отсутствия глав держав и большого организационного хаоса, сопровождавшего конференцию.
Местные дипломаты и, разумеется, президент уже давно дают понять, что они претендуют на роль посредников между Украиной и Россией, когда, например, Милош Земан говорит об украинском президенте Петре Порошенко как о «человеке мира». Земан и сам несколько раз открыто предлагал свою помощь в том, чтобы Путин и Порошенко сели за стол переговоров, для чего нынешняя пражская конференция могла стать великолепной возможностью.
Но в реальности Земан и его команда приложили не так много усилий для посредничества. И когда уже было более или менее ясно, что Путин не приедет, президент не выразил желания встретиться с Порошенко отдельно. А это, вероятно, стало одной из причин того, что в итоге украинский президент также отказался от визита в Прагу.
Вчера Кантор представил на Пражском Граде план по созданию должности европейского эмиссара против антисемитизма, который бы действовал на общеевропейском уровне (Кантор уже обсуждал это с европейским министром иностранных дел). Кроме того, он требует принять закон, карающий антисемитские проявления. Пока это лишь идея — перспективы ее реализации в настоящее время неопределенны. Акция продолжится во вторник на Пражском Граде и завершится торжественным памятным мероприятием в бывшем гетто Терезин.