Страх и беспокойство вызывают убийства на востоке Украины. Они нисколько не блекнут в сравнении с терактом в редакции Charlie Hebdo. Но ужас в том, то эта кровавая «гибридная» война уже кажется нам нормальной.
На прошлой неделе киевская армия потеряла аэропорт в Донецке. Украинцы якобы воспринимают потерю аэропорта как национальное поражение. Вторая плохая новость прошлой недели: 13 человек погибло и 20 было ранено в ходе минометного обстрела троллейбусной остановки в Донецке. Третья новость: обстреливается Мариуполь, Киев сообщает о 30 погибших. Бои развернулись на Украине и между городами Донецк и Луганск. Война. И наконец: Россия в Совбезе ООН заблокировала заявление, осуждающее нападение на Мариуполь и новые ожесточенные бои на Украине.
На востоке Украины снова жестокая война, там ежедневно умирают люди. Европа скорбит по жертвам террористов в редакции Charlie Hebdo, а на Донбассе убивают массово, и никого это особенно не трогает. Мы привыкли. Эту войну мы считаем просто «нормальной», хотя ничего нормального в ней нет. Она столь же чудовищна, как и нападение на парижскую сатирическую редакцию.
Мы точно не знаем, что на самом деле творится на Донбассе. Эта неопределенность безумна и в современном «информационном обществе» абсурдна. Одни обвиняют других. Украинский премьер Арсений Яценюк утверждает, что за нападение на троллейбусную остановку ответственность несут пророссийские сепаратисты. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров, в свою очередь, заявляет, что это на совести украинской армии. Разрушения в районе донецкого аэропорта корреспондент портала Mashable Кристофер Миллер описал как невероятные, назвав Донецк «городом духов».
А еще мы узнаем, что существуют серьезные разногласия между пророссийскими повстанцами, так что и они не ладят друг с другом. Ясно, что Москва, которая массированно поддерживает сепаратистов оружием и солдатами, пусть она это и отрицает, полностью не контролирует эти группировки. И это, похоже, нисколько россиян не волнует. Ведь важно не напрямую руководить повстанцами, а любой ценой не допустить восстановления мира и спокойствия на «непослушной» Украине.
Обширную территорию донецкого аэропорта, по данным украинских СМИ, ни одна из противоборствующих сторон никогда с начала конфликта не контролировала полностью. Терминалы и небольшие технические объекты, которых насчитываются десятки, переходят из рук в руки — некоторые уже полностью уничтожены и непригодны для использования в боевых операциях. В пятницу повстанцы сообщили об «окончательном занятии» стратегической территории аэропорта, но субботняя информация от них же подтверждает продолжение боев. «Ситуация в аэропорту действительно трудная: обстрелы и попытки взять его под контроль не прекращаются. Но наше командование оперативно реагирует на ситуацию, отправляет подкрепление, амуницию, продовольствие и лекарства», — заявил в субботу пресс-секретарь украинской армии Андрей Лысенко.
Огромную роль в конфликте играет российская пропаганда. Заметьте — российские и сепаратистские СМИ заявили, что нападение на остановку совершили члены диверсионной группы. Якобы их задержали. После этого повстанцы привели на остановку связанного украинского военного. На месте остались лежать жертвы минометного обстрела, тут же ожидали в полной готовности российские телевизионные штабы и местные жители, которые хотели линчевать пленных.
Ужасное, тщательно подготовленное пропагандистское представление. Тела мертвых не увозят, почтения к мертвым не существует: пропагандисты намеренно оставили их лежать на дороге, а камеры снимали мнимых виновников. Суд без судьи. Мир, а, главное, россияне, посмотрите, какие плохие эти украинцы.
Charlie Hebdo и убийства в Донбассе
Не будем питать иллюзий: когда идет война, плохими являются обе стороны. Важнее то, почему они воюют, и кто спровоцировал войну. За что идет тут борьба? За расчленение Украины, которая обратилась в сторону Запада. Ее восточную часть хотят присоединить к России, которой она якобы «естественным образом, исторически» принадлежит. Это взгляд на мир, который нам чужд. Мы знаем (а мы пережили немецкую и русскую оккупации), что граждане государства должны сами решать свою судьбу. И не с автоматами и при поддержке солдат другой страны. Путинская Россия сорвалась с цепи, она рвется к кости, к своей гегемонии.
Убийства на востоке Украины нисколько не уступают убийствам в Charlie Hebdo. Только количество жертв во много раз больше. На прошлой неделе издание Kyiv Post написало, что в конфликте уже погибло не менее 1373 военнослужащих и 4838 гражданских лиц. Еще 10, 5 тысячи были ранены. На выходных число погибших и раненых продолжало расти. Согласно данным сайта 24today. net, в госпиталях находится 340 солдат. Один из командующих донецкими сепаратистами Эдуард Басурин сообщил, что в донецком аэропорту ополченцы нашли тела 597 погибших украинских солдат и служащих нацгвардии, более 1500 украинцев якобы были ранены, а 44 попали в плен. Невероятные цифры.
В одной только битве за донецкий аэропорт сепаратисты якобы уничтожили 50 украинских танков и почти такое же количество бронетранспортеров. Без тяжелой техники из России это им никогда бы не удалось. И речь не только о Донецке: ситуация резко ухудшилась и под Мариуполем, который пока находится под контролем Киева. Давно говорят о том, что Мариуполь является российской стратегической целью. Если бы повстанцы при поддержке россиян вытеснили оттуда украинцев, то они открыли бы уже практически свободный путь по суше из России в Крым, который в прошлом году оккупировали с помощью военной силы.
Радары и шпионы НАТО сообщают о нахождении на российско-украинской границе наличие систем ПВО и радиоэлектронной борьбы. Они работают, когда россияне перебрасывают военные силы. На прошлой неделе об этом сообщил главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав. В прошлую среду президент Петр Порошенко заявил, что украинскую границу пересекли две тысячи российских солдат и тяжелая военная техника. «Ситуация на линии соприкосновения нехорошая, бои усилились до уровня, достигнутого до соглашения, до перерыва, а в некоторых случаях и выше этого уровня», — отметил Бридлав. После выходных стало ясно, что фронт также сдвигается в сторону Мариуполя.
Президент Порошенко заявил Kyjv Post о боях под Мариуполем следующее: «Записи радио- и телефонных переговоров, которые предоставила (спецслужба) СБУ, подтверждают, что нападение осуществили террористы, которых, к сожалению, поддерживает Российская Федерация». Сегодня в поддержке сепаратистов россиянами никто хоть сколько-нибудь знакомый с ситуацией не сомневается.
Московская пропаганда в России и в ЕС
Перемирие, о котором договорились в прошлом году, так и не наступило. По всей видимости, это и не должно было произойти. Конфликт принципиальный: Киев не хочет отдавать после Крыма еще кусок своей земли. А россияне противятся тому, чтобы Украина стала независимой от Москвы. По крайней мере, они не признают ее права на самоопределение. Москва начала у нас и во всем ЕС проводить массированную пропаганду. В Чехии в связи с украинским вопросом общество раскололось: часть людей оказалась «за Путина».
Россияне несут в Европу беспорядки, войну. Они оправдываются тем, что на них давит альянс, что НАТО теснит их, что хочет украсть у них Украину. Киев надеется, что станет членом альянса в течение ближайших десяти лет. Председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Иван Винник заявил: «Мы получили от Североатлантического альянса критерии, чтобы понимать, что мы должны поменять в военно-промышленном комплексе, как реформировать армию, чтобы быть готовы к вступлению в НАТО».
Так что мы видим — альянс считает членство Украины возможным. Согласно западному, демократическому образу мысли, Украина сначала сама должна принять решение. Но Россия вызывает в Европе все больший страх. Множество европейских политиков не может, точнее, не хочет представить себе Украину в НАТО. По сути, речь идет о том, кто победит — российская грубая военная сила или право украинцев решать самим, то есть западная идея.
Постоянно говорят о мире. Прошлогодние минские договоренности, как мы знаем, совсем не соблюдались. В прошлый четверг в Берлине провели переговоры министры иностранных дел Сергей Лавров, Франк-Вальтер Штайнмайер, Павел Климкин и Лоран Фабиус. Речь шла об отводе тяжелых вооружений от линии, зафиксированной в Минском протоколе. «Была достигнута договоренность, что демаркационная линия, упомянутая в Минском протоколе, станет той линией, за которую теперь начнут отводить тяжелое вооружение», — сообщил Штайнмайер. Однако он добавил: «Но все зависит от того, не останется ли все, о чем мы договорились, лишь на бумаге...»
Если посмотреть на Мариуполь и другие города на востоке Украины, то и тут — одни договоренности на бумаге. Эксперты настроены скептически и не ожидают, что сепаратисты отступят, или что Киев скажет России: «Забирайте Донбасс, мы от него отказываемся». Россию явно устраивает гибридная война, когда официально она не участвует в военных действиях, а ее солдаты присутствуют на Украине, якобы находясь в отпуске. Но на эти каникулы они берут с собой сотни танков, бронетранспортеров и новейшее вооружение российской армии. И иногда они на Украине умирают.
Типичный пример: украинские СМИ пишут о том, что воюющими сепаратистами в селе Попасное руководит российский генерал-майор Сергей Кузовлев, глава штаба 58-й армии. Так что не стоит удивляться, что санкции ЕС, США и других стран продолжают действовать, ведь их нельзя отменять. Президент Владимир Путин поставил на карту свое будущее. И похоже, что до тех пор, пока он возглавляет Россию, на Украине будет продолжаться война, а страны ЕС будут ощущать себя под угрозой.