15 января в Астане должен был состояться саммит по Украине, однако его пришлось отменить из-за обострения обстановки в Донбассе. Президент Нурсултан Назарбаев, бывший член советской номенклатуры (при Горбачеве его назначили в руководство Компартии) собирался принять в казахской столице Владимира Путина, Петра Порошенко, Франсуа Олланда и Ангелу Меркель.
Киев несет ответственность за сложившуюся ситуацию в не меньшей степени, чем Москва. Украинский парламент подлил масла в огонь, утвердив закон о статусе региональных языков. Как все помнят, Рада лишила русский, а также румынский, венгерский и татарский языки статуса официальных в 13 из 27 регионов (главным образом на юге и востоке страны). Закон так и не был окончательно принят, однако ловкие манипуляции привели к подъему пророссийски настроенных слоев населения.
Киев лишил снабжения взбунтовавшиеся регионы и тем самым фактически признал их отделение. Но даже если правда на вашей стороне, это не значит, что вам нужно действовать бездумно.
Сегодня ситуация в Донбассе совершенно вышла из-под контроля. Люди оказались в тяжелейшем положении, в тисках между теми, кто хотел бы сохранить верность центральным властям, и пророссийскими силами. Ожесточенность вспыхнувших в последние дни боев в Мариуполе лишь подтверждает этот факт. Речь идет о классической войне двух сил с бронетехникой и артиллерией. Кроме того, это война, в которой манипуляции и дезинформация являются частью стратегии обеих сторон и содействующих им великих держав, НАТО и США с одной стороны, и России - с другой.
Азовский порт Мариуполь, где несколько дней назад вспыхнули бои, имеет огромное значение и играет стратегическую роль. Если он будет захвачен, это может открыть для России стратегический коридор вдоль побережья Азовского моря до Крымского полуострова.
Азовское море связано с Черным Керченским проливом. Если Мариуполь падет, не исключено, что побережье Азовского моря окажется в руках пророссийских сепаратистов вплоть до Крыма.
На востоке все обстоит еще хуже. Дебальцево, Константиновка и Счастье сейчас оказались под артиллерийским и ракетным обстрелом. Если эти города падут, то вся территория от Донецка до Харькова и Мариуполя станет российской. Украина потеряет немало земли на востоке.
Это наглядно демонстрирует серьезность и опасность ситуации, причины которой уходят корнями во времена задолго до распада советской империи. За межукраинской гражданской войной скрывается противостояние России и НАТО, в которое оказалась втянута Европа.
Бушующая у самых европейских границ война представляет огромную опасность для геополитического равновесия на нашем континенте.
Сепаратисты получают снабжение и оружие из России, консультации и подкрепления от российских резервистов и наемников. Украинцев точно так же направляют тайные советники из НАТО и ЦРУ.
Эта война касается нас гораздо сильнее, чем нам кажется, потому что она ставит под сомнение существующие границы в Европе.
Вопрос поставки «Мистралей» — это всего лишь вторичное следствие конфликта, в котором мы попадаем в раздел «сопутствующий ущерб».
Первый корабль, «Владивосток», следовало передать в обозначенные сроки. Теперь уже слишком поздно менять решение, по которому будет сложно дать задний ход. Понимают это и в России. «После сорванной встречи «нормандской четверки» и того, что ситуация на Украине развивается абсолютно не в соответствии с минскими договоренностями, я с трудом вижу, чтобы французы пошли на передачу «Мистралей», — считает руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Игорь Рубинский.
В этом вопросе Франция поставила себя в неудобное положение, а взрывоопасная ситуация в Донбассе фактически перечеркивает перспективу поставки «Мистралей».
С учетом идущей войны с терроризмом, было бы глупо считать, что если украинский конфликт распространится на другие страны (Польшу, Прибалтику), нас это никак не затронет. В таком случае (а подобная гипотеза вовсе не так безумна, как может показаться на первый взгляд: кто бы еще два года тому назад мог подумать, что у самых границ Европы развернется ожесточенный конфликт?) мы окажемся совершенно безоружными.