Вашингтон (CNN) — Настоящими Джеймсами Бондами их назвать нельзя, но трое предполагаемых российских шпионов, разоблаченных ФБР, являются участниками самой активной со времен холодной войны операции, предпринятой Россией с целью внедрения своих агентов на территории США.
В обвинительном заключении, с которого сняли гриф секретности в понедельник в федеральном суде, министерство юстиции обвиняет Евгения Бурякова, также известного как «Женя», в том, что тот под видом работника российского банка, расположенного на Манхеттене, передавал экономическую секретную информацию в СВР — российскую службу внешней разведки.
Два других россиянина — Игорь Спорышев и Виктор Подобный — якобы были дипломатами российской миссии ООН в Нью-Йорке, но их обвиняют в том, что они в качестве кураторов из СВР работали с Буряковым. И если Буряков был глубоко законспирированным агентом, работавшим под прикрытием, и дипломатическая защита на него не распространялась, то двое других обладают иммунитетом и уже покинули территорию США.
Судя по приведенным в обвинении фактам, обвиняемые в шпионаже лица, в отличие от стереотипных жестких и хладнокровных советских профессионалов из КГБ, действовали неумело и примитивно. И тем не менее, сообщения об их разоблачении появились в самый острый момент в американо-российских отношениях за последние десятилетия. Сложность состоит в том, что Барак Обама (Barack Obama) и Владимир Путин оказались в состоянии конфронтации по ряду вопросов — от кризиса на Украине до заявления Москвы о своем праве на «сферу влияния» на территориях у своих границ.
И этот шпионский скандал только обострит враждебные отношения.
Профессор Нью-йоркского университета Марк Галеотти (Mark Galeotti), который изучает вопросы международной организованной преступности, безопасности и является специалистом по России, считает, что масштабы и интенсивность разведывательной деятельности России в отношении США и их союзников в Европе возрастают.
«Вполне понятно, что этот процесс длится уже давно, — говорит он. — И дело не просто в том, что на это расходуются средства и привлекаются люди. Вопрос в том, что темпы и уровень агрессивности достигли уровня времен холодной войны».
«Открытое общество»
Эдвард Лукас, автор книги «Имитация: нерассказанная история современного шпионажа между Востоком и Западом» («Deception: The Untold Story of East-West Espionage Today»), утверждает, что «масштабы шпионской деятельности России на Западе гораздо шире, чем в советские времена».
«Наше общество - открытое, поэтому за нами очень легко шпионить, и мы соревнуемся с очень закрытым обществом, которым является Россия. Они используют разведданные в качестве самого главного оружия из арсенала Кремля».
С этим согласны и власти США.
«Сейчас, когда после окончания холодной войны прошло более двадцати лет, представители российских спецслужб по-прежнему стремятся осуществлять разведдеятельность на территории нашей страны, находясь под прикрытием», — заявил прокурор США Прит Бхарара (Preet Bharara).
Помощник директора контрразведки ФБР Рэндалл Коулман (Randall Coleman) предупредил, что, несмотря на распад СССР, «шпионаж в настоящее время распространен, как никогда до этого».
«Этот случай - особенно вопиющий, поскольку он демонстрирует действия иностранной службы разведки, направленные на то, чтобы внедрить законспирированного разведчика в американское общество под видом работника финансового учреждения», — заявил он.
В обвинительном заключении содержатся подробности предполагаемых — и явно непрофессиональных — попыток обвиняемых агентов СВР завербовать студенток Нью-йоркского университета и тщеславного американского бизнесмена, мечтавшего разбогатеть, работая в российском энергетическом секторе.
Эти случаи вызвали насмешки в оценке шпионского профессионализма Москвы и напомнили о том, каким посмешищем стала выдворенная в 2010 году Анна Чапман. Она была разоблачена ФБР в ходе мероприятий по раскрытию сети из десяти глубоко законспирированных российских «спящих агентов», а затем обменяна на американского агента, разоблаченного Москвой в рамках обмена заключеными.
Согласно обнародованному обвинительному заключению, оказалось, что агенты, разоблаченные в 2015 году, подобно своим коллегам, работавшим в 2010 году, добыли лишь незначительное количество полезной информации, и, как выяснилось, им не удалось глубоко внедриться в финансовую систему США.
Что интересно, эти два предполагаемых агента СВР, действия которых записали камеры наблюдения ФБР, жаловались на то, что жизнь тайного агента в США - совсем не такая, как показывают в кино.
Джеймс Бонд
Как следует из материалов обвинительного заключения, Виктор Подобный не рассчитывал на то, что ему придется быть «Джеймсом Бондом», а просто ожидал, что работа будет более интересной и захватывающей.
«Конечно же, я не собирался летать на вертолете», — говорит он, но признается, что хотел под вымышленным именем «изображать из себя другого человека».
Судя по всему, эти двое общались с Буряковым с помощью системы конспирации и шифров, а также провели 48 тайных встреч, не подозревая, что за ними следит ФБР.
По словам Лукаса, оглядываясь назад, можно сказать, что их действия могли показаться непрофессиональными, но «все успешные шпионские операции кажутся блестящими, а неудачные — непрофессиональными».
Специалисты, подробно изучающие деятельность спецслужб, утверждают, что то посмешище, на которое СМИ выставили Анну Чапман, ставшую в России телезвездой и моделью, а также ее собратьев, потерпевших явное фиаско в Нью-Йорке, умаляют значение той многолетней, хорошо финансируемой и скрупулезной деятельности Москвы — и бывшего агента КГБ Путина — по внедрению «нелегалов» в западное общество.
Бывший оперативный сотрудник ЦРУ Питер Эрнест (Peter Earnest), который сейчас руководит Международным музеем шпионажа в Вашингтоне, считает, что все чаще испытывает такое ощущение, что те некомпетентные агенты, которых выдворили 2010 году, были героями комедий о «Горе-полицейских» («Keystone Cops» — серия немых комедий, снятых в Великобритании в начале 20 века — прим. перев.).
«При Путине русские решили выделять большие деньги на то, чтобы отправлять таких вот людей за границу. А общественность не совсем понимала, чем они там занимаются», — говорит он.
«Они должны были быть „спящими агентами“, — заявил Эрнест. — Обычно нелегал, отправленный в другую страну, - это „спящий агент“. Они могут работать в очень важных, чувствительных сферах и быть под рукой в случае конфронтации или войны».
Всеобъемлющая программа
И хотя агенты, разоблаченные на этой неделе в Нью-Йорке, не были «спящими», их наличие является доказательством того, что в России разработана всеобъемлющая разведывательная программа.
В прошлом году в своем последнем аналитическом докладе об угрозах национальной безопасности директор национальной разведки США Джеймс Клеппер (James Clapper) предупредил, что Россия не только угрожает кибербезопасности США, но и старается вести разведывательную деятельность в отношении лиц, имеющих доступ к секретным данным важных компьютерных сетей.
Источниками самой серьезной угрозы для национальной безопасности он назвал Россию и Китай и заявил, что они стремятся получить данные о современных системах вооружения, а также информацию об американских компаниях и организациях, связанных с энергетикой, финансами, СМИ, обороной и технологиями двойного назначения.
Джон Шиндлер (John Schindler), десять лет проработавший в Агентстве национальной безопасности США, а сейчас являющийся специалистом по анализу разведывательной информации и офицером контрразведки в секторе Восточной Европы и Ближнего Востока, считает, что шпионские войны между США и Россией ведутся с небывалой активностью.
«Это только верхушка айсберга, — утверждает он. — Проведенная в 2010 году операция ФБР по раскрытию сети разведчиков-нелегалов была очень успешной, однако это еще не конец».
По словам Шиндлера, после распада Советского Союза российские спецслужбы переформировали свои зарубежные агентурные сети отчасти для того, чтобы вести «экономическую войну» с Западом.
Такой акцент на экономическую сферу приобретает все большее значение в то время, когда США и их союзники вводят экономические санкции в отношении влиятельных лиц и крупнейших компаний в связи с аннексией Крыма Россией и с тем, что она предположительно отправляет свои войска на восток Украины.
Возможности для реализации активизировавшейся разведывательной деятельности России чрезвычайно велики. Российские предприятия, компании и капиталы приобретают все большее значение для мировой экономики, а также являются объектами капиталовложений.
А порочная связь широких деловых кругов в российских коммерческой и энергетической сферах с организованной преступностью порождает теневую экономику, где секретные агенты могли бы процветать.
В обвинительном заключении по делу Бурякова утверждается, что СВР России стремилась использовать работающую в США российскую государственную новостную организацию для получения информации о высокочастотной автоматизированной торговой системе, которую используют на Уолл-стрит, а также для определения уровня интереса брокеров к российским товарам.