Михаил Горбачев, последний руководитель Советского Союза, который, как многие считают, способствовал прекращению холодной войны, осудил сегодня Запад и США, в частности, за втягивание России в конфликт из-за событий на Украине, который, по его словам, станет более серьезной «горячей войной».
«К сожалению, я уже не могу твердо сказать, что „холодная война“ не приведет к „горячей“. Боюсь, что они (США — прим. ред) могут рискнуть», — цитируют СМИ слова Горбачева.
В интервью информационному агентству «Интерфакс» Горбачев высказал свое мнение по поводу кризиса на Украине, в результате которого с весны прошлого года погибли более 5 тысяч человек, и заявил, что в основе этого кризиса лежит стремление Америки к «триумфаторству».
«А куда это всех нас заведет? — спрашивает он. — Холодная война уже идет открыто. А что дальше?».
За последние несколько недель у восточной границы Украины с Россией вновь резко активизировались боевые действия, что является нарушением условий прекращения огня, подписанных прошлой осенью.
Принимая во внимание то, что США и Евросоюз на днях пообещали испытывающей финансовые трудности Украине помощь в виде многомиллиардных кредитов и готовят новую волну санкций против Москвы, которая, помогая ополченцам, периодически то перебрасывает через границу свои войска и военную технику, то отводит их, Горбачев с особым негодованием высказался в отношении санкций: «Сейчас только и слышишь из Америки, из Евросоюза про санкции в отношении России. Неужели они совсем потеряли голову?»
Многие годы Запад считал бывшего советского лидера Михаила Горбачева голосом взаимопонимания, диалога и сдержанности — даже при том, что в России многие осуждают его за то, что он способствовал развалу советской коммунистической империи, проводя свою политику гласности и перестройки.
Российский президент Владимир Путин заявил, что горбачевская политика расширения гласности и экономической перестройки стала самой большой трагедией в истории бывшей империи, а Горбачев, в свою очередь, назвал путинскую Россию «фальшивой демократией».
Прошлой осенью Горбачев заявил, что кризис на Украине балансирует на гране войны, и призвал Запад и Россию «разморозить» сложившуюся критическую ситуацию путем конкретного диалога и совещаний. При этом в статьях, опубликованных на сайте Фонда Горбачева, он обвинял обе стороны конфликта: «Обе стороны украинского конфликта нарушают прекращение огня, обе стороны виновны в применении особо опасных видов оружия и в нарушениях прав человека».
Однако в последние месяцы бывший советский лидер полностью изменил некоторые из своих интернационалистских взглядов и с одобрением высказывается о политике Путина в отношении спорной территории в так называемом ближнем зарубежье. В официальных заявлениях он утверждает, что фактическая аннексия Россией Крымского полуострова законна и является исправлением исторической ошибки — при том, что большая часть мирового сообщества не признает изменившиеся границы.
Тем временем, на этой неделе продолжается переброска через границу российских войск и техники для оказания помощи ополченцам, воюющим против украинской армии. На основании снимков, полученных с помощью спутников, а также в выступлениях генерального секретаря НАТО и представителей некоторых НКО — например, «Врачи без границ» — в адрес Москвы звучат обвинения в том, что она поддерживает боевиков в соседнем государстве.
На минувшей неделе в ходе встречи в швейцарском Давосе президент Украины Петр Порошенко заявил, что на Украине в боевых действиях участвуют 9 тысяч российских военнослужащих, а на этой неделе украинская Рада признала две основные группировки, действующие в Донецкой и Луганской областях, «террористическими» организациями.
Во вторник все 28 лидеров стран ЕС, проявив необыкновенное единодушие, опубликовали совместное заявление об обеспечении безопасности и о гуманитарной ситуации на востоке Украины. Они осудили ополченцев за «беспорядочный обстрел» приморского города Мариуполь, в результате которого погибло 30 человек. Артобстрел произошел после того, как на прошлой неделе украинская армия оставила некоторые помещения донецкого аэропорта, который они удерживали с осени, а боевики захватили новые позиции в городе.
Кроме того, на этой неделе США и ЕС пообещали украинскому правительству в Киеве выделить финансовую помощь и предоставить кредиты на сумму около 4 миллиардов долларов.
Как написал на этой неделе журнал The Economist, кризис на Украине медленно превратился в войну, которая оказалась гораздо серьезнее, чем все считали. Издание также опровергло широко обсуждаемое предположение о том, что Путин в настоящее время ищет пути выхода из конфликта.
«Военные действия усиливаются по всей линии фронта. 24 января был нанесен массированный минометный удар по жилым кварталам в восточном районе Мариуполя, украинского стратегически важного портового города, в результате чего 30 человек были убиты и десятки ранены. Один из высокопоставленных украинских чиновников назвал это «геноцидом». Руководитель донецких повстанцев Александр Захарченко сказал толпе возмущенных жителей, что обстрел Мариуполя «будет самым лучшим памятником всем нашим погибшим». В гибели этих людей Москва обвинила Киев; а через несколько часов после своего первого заявления Захарченко, спохватившись, в эфире российского телевидения отказался от своих угроз и хвастливых слов. Однако результаты экспертизы воронок от снарядов, проведенной специалистами международной правозащитной организации Human Rights Watch и ОБСЕ, указывают на то, что обстрел велся с территории, контролируемой боевиками.
Обстрел Мариуполя является дополнительным фактором давления на Запад в вопросе реакции на наступление боевиков, которое, как теперь считает НАТО, осуществлялось при поддержке российских войск. Многие на Западе надеялись, что санкции, падение цен на нефть и международная изоляция вынудят Владимира Путина пойти на компромисс. Но вместо этого эскалация насилия на Украине стала для Путина «средством шантажа», считает старший научный сотрудник Брукингского института Лилия Швецова.