Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Виталий Манский: Я бы хотел купить путевку в ту Россию, которую показывает российское телевидение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Столетиями в России обсуждается вопрос о ее пути. Россия, находясь между двумя глобальными цивилизациями, выбирала, двигаться либо в сторону европейской, либо азиатской цивилизации, либо, будучи мощным самостоятельным пространством, создавать некий свой, третий путь. Сегодня эта же дискуссия существует в пространстве военного решения конфликта на Украине», — говорит режиссер Виталий Манский.

Всемирно известный документалист Виталий Манский рассказал в интервью Новостям Yle, что он думает о конфликте на Украине и о том, возможно ли в России теперь снимать качественное документальное кино.

«Куда идет Россия?» Этот вечный вопрос актуален сейчас, как никогда. Для режиссера и продюсера документальных фильмов, президента фестиваля «Артдокфест» Виталия Манского эта тема крайне важна.

«Столетиями в России обсуждается вопрос о ее пути. Россия, находясь между двумя глобальными цивилизациями, выбирала, двигаться либо в сторону европейской, либо азиатской цивилизации, либо, будучи мощным самостоятельным пространством, создавать некий свой, третий путь. Сегодня эта же дискуссия существует в пространстве военного решения конфликта на Украине», — говорит режиссер.

В Хельсинки Виталий Манский приехал на фестиваль документальных фильмов DocPoint. В рамках фестиваля состоялся показ его киноленты «Тело Ленина». С конца 1980-х годов он снял более 30 документальных фильмов. Манский родился во Львове, но учился в Москве во ВГИКе.

«Украина, конечно же, всегда была очень близким для России государством и народом. И вот когда что-то близкое для тебя, как в России принято говорить, когда твой брат уходит от тебя, очевидно, принимает решение европейского выбора, то вдруг Россия начинает на это реагировать даже не каким-то братским порицанием, а по сути агрессивными действиями, — рассказывает Манский. — Эти действия приводят не только к человеческим жертвам на Украине, но и сама Россия, в знак, может быть, подтверждения жесткости своей позиции, еще больше разворачивается против европейского выбора, даже в культурном пространстве».

Сейчас, по мнению Манского, Россия переживает крайне важные времена. Проходит некий переломный момент в истории. «Мне кажется, что у России единственный возможный путь для комфортного цивилизованного существования — это европейский выбор. Потому что если Россия развернется в сторону азиатской культуры, для России, которая, все-таки, не Азия, это будет очень серьезной ошибкой. Она будет иметь последствия, уходящие, может быть, в столетия. Это очень трагический момент».

Как подчеркивает режиссер, мы все - не только свидетели, но и соучастники борьбы, которую сейчас проходит Россия. «Любое движение, так сказать, переваливание этого огромного континента с боку на бок может нечаянно задавить целые народы. Сейчас этот континент движется, он шевелится. Если он тем более пойдет, то это будет очень серьезная мировая... скажем мягко, проблема».

Как поживает российское документальное кино?


В конце прошлого года Министерство культуры РФ отказалось финансировать проекты Манского, в том числе и фестиваль «Артдокфест». Согласно разным источникам, в частности Эху Москвы, это произошло из-за того, что Манский «наговорил негосударственных вещей».

Прекращение финансирования, однако, несильно повлияло на деятельность режиссера. «Государственная поддержка, конечно, была важной составляющей в производстве моих картин, но никогда не была стопроцентной. Я сейчас лишился от 30 до 40% бюджета фильмов, но так как они делались в кооперации с европейскими странами, с частными инвесторами, то они продолжают делаться».

Министра культуры Манский считает марионеткой и слишком мелкой фигурой, чтобы остановить деятельность режиссера. Однако на других, менее известных художников, ситуация, разворачивающаяся сейчас в России, влияет неблагоприятно. «На и без этого трудную ситуацию накладываются государственные гонки с препятствиями. Например для того, чтобы фильм был показан просто в аудитории, например, для пяти человек, он должен получить прокатное удостоверение. Уже были прецеденты, когда показывали фильм без удостоверения, и милиция закрывала показы, всех доставляла в отделение милиции, составлялись протоколы и так далее».

Как отмечает Манский, получить прокатное удостоверение — это далеко не простая процедура: «Это целая бюрократическая история, которая требует более месяца работы, уплаты налогов, изготовления определенных копий, монтажных листов, технических соответствий. Это такая работа, которую независимому кино произвести не под силу».

Еще одна трудность состоит в том, что для получения удостоверения автор киноленты должен быть юридическим лицом. Но и это еще не все: «Любое ненормативное слово закрывает картине дорогу для любого публичного показа. Я уж не говорю о телевидении, которое вообще показывает страну в таком свете, что я бы хотел купить туристическую путевку в ту страну, которая показывается в России по российскому телевидению. Такой страны просто не существует. Телевидение хочет такие фильмы, а настоящее документальное кино представляет миру совершенно иную страну».

Несоответствия и обстоятельства, затрудняющие деятельность документалиста, копятся и умножаются. Что остается делать художнику?

«Я не знаю, что ему остается. Остается какое-то сопротивление, на которое не все способны. А сопротивляться — это единственный способ оставаться честным по отношению к себе, ко времени, оставаться художником. И быть художником становиться все сложнее» — отвечает Манский.