«Их экономика в депрессии, но там полно красивых женщин», — сообщило 22 января интернет-издание Beijing News в своей статье, где делается вывод о том, что проблему нехватки женщин в Китае могут решить украинки. Эта статья, подкрепленная графиками, схемами и карикатурами с изображением одиноких китайских мужчин, стала живой и веселой попыткой рассказать о нехватке женщин в Китае и о серьезном гендерном дисбалансе, причиной которого является то, что замужние женщины делают аборты, узнав, что у них будет девочка, и почти всегда отдают предпочтение мальчикам. Эта практика получила такое широкое распространение, что привела к серьезным перекосам в численном соотношении полов. Если в мире в среднем на 100 девочек рождается 105 мальчиков, то в Китае в прошлом году на каждые 100 девочек родилось 115 мальчиков.
Эта проблема назревала с тех пор, как в Китае в 1980-е годы появились аппараты УЗИ, позволяющие определить пол плода в первые месяцы беременности. В сочетании с мерами по ограничению рождаемости и роста населения (до недавнего времени большинству городских семей разрешалось иметь только одного ребенка) и с традиционным предпочтением сыновьям, такая возможность делать аборты по половому признаку создала один из самых серьезных в мире гендерных дисбалансов. Эта тема вновь привлекла к себе внимание общества, когда Национальное бюро статистики 20 января опубликовало последние данные по населению и отметило, что в конце 2014 года в Китае было 701 миллион мужчин и 667 миллионов женщин. То есть женщин в стране на 34 миллиона меньше. Подробные данные с разбивкой бюро не представило, но предыдущие исследования показывают, что основной дефицит женщин приходится на возрастные категории, родившиеся после 1985 года.
Для решения возникшей проблемы Китай начал серию пропагандистских кампаний, превознося достоинства дочерей и предоставляя финансовые льготы семьям, где рождаются девочки. Такие меры привели к некоторому увеличению рождаемости девочек, но этого недостаточно. Гендерный дисбаланс в Китае по-прежнему один из самых серьезных в мире, он существует самое продолжительное время и негативно отражается на самом большом количестве людей, сообщила 21 января в своем заявлении китайская Национальная комиссия здравоохранения и планирования семьи.
Вместо упора на то, что аборты по половому признаку продолжаются вопреки официальному запрету, китайские СМИ подают численный дисбаланс как угрозу для мужчин, но не для женщин. 21 января отделение гигантской интернет-компании Sina в самой многонаселенной китайской провинции Хэнань громко объявило в социальной сети Weibo, что эта новость «разбивает сердце», и призвало холостяков «начать действовать». Тем временем, статистик из Пекина поделился последними данными в своем аккаунте в Weibo и написал: «Завтра я собираюсь поторопить сына, чтобы он нашел себе подружку в своей начальной школе». Сайт Beijing News даже высказал предположение о том, что решить китайскую проблему могут украинские женщины. Этот рассказ начинается с вопроса: «Насколько трудно дяоси (так на сленге называют молодых холостяков с небольшим доходом) найти себе жену?» Затем идут разъяснения на тему серьезного полового дисбаланса, и отмечается, что китайские невесты стали популярной «статьей экспорта» во многие страны, включая Японию, Южную Корею и Соединенные Штаты Америки. Такая тенденция, говорится в статье, еще больше усилила дефицит девушек на выданье. Авторы представили карту, на которой показаны страны мира, где китайский мужчина может с наибольшей вероятностью найти себе супругу. Особенно многообещающими являются Япония и Южная Корея, говорится в статье, а далее следует утверждение о том, что среди южнокорейских женщин, которые в 2012 году вышли замуж за иностранцев, 26% выбрали китайских мужчин. Эта тенденция будет усиливаться, утверждают авторы, поскольку в сентябре 2014 года популярная корейская телевизионная актриса Пак Че Лим вышла замуж за китайского актера Гао Цзы Ци.
В разделе комментариев появилось множество легкомысленных шуток, но большинство комментаторов проигнорировали те основополагающие факторы, которые привели к избытку холостяков. Некоторые завсегдатаи интернета увидели в гендерном дисбалансе мощный стимул для гей-сообщества, а другие заявили, что это весьма полезное явление для тех, кто вообще не заинтересован в браке. Иными словами, рыбы в море полно, по крайней мере, за пределами Китая.
Профессор Тереза Хескет (Therese Hesketh), работающая в Университетском колледже Лондона и специализирующаяся на всемирной охране здоровья, написала в редакцию Foreign Policy по электронной почте из восточной китайской провинции Чжэцзян, что, по мнению многих простых китайцев, аборт с целью избавления от девочки — «просто выбор, который делают семейные пары — и они имеют на это право». Хескет отметила, что, когда она читает лекции в Китае, многие слушатели, «похоже, соглашаются с избирательными абортами», а некоторые признаются, что сделают аборт, узнав, что у них будет девочка, а не мальчик. Она добавила, что многие студенты приписывают такое отношение давлению со стороны родителей.
Китай не одинок в такой своей культурной предрасположенности. Индийский социолог Равиндер Каур (Ravinder Kaur) написал в августе 2013 года работу, в которой отметил, что в Китае и Индии существует общая реакция, которая заключается в следующем: «Когда им указывают на связь между выбором пола и нехваткой невест, они, вместо того, чтобы рожать дочерей, предпочитают завозить невест со стороны». Каур также написал, что дефицит женщин в Китае и Индии может привести к похищениям невест, в том числе, методом обмана и уговоров, а также к «заманиванию женщин обещаниями замужества в те районы, где есть численное неравенство полов».
Китайские власти, со своей стороны, продолжают пропагандистскую кампанию против избирательных абортов. После публикации последних статистических данных Национальная комиссия здравоохранения и планирования семьи раскрыла подробности своей последней инициативы по ограничению таких абортов: увеличение штрафных санкций против ведомств и частных лиц, отправляющих образцы крови беременных женщин за границу для определения пола плода. Китайские клиники и больницы могут делать УЗИ будущим матерям, но им запрещено сообщать пол ребенка. Такое ограничение дало толчок развитию УЗИ на черном рынке (иногда пол определяют прямо на заднем сиденье в автомобиле беременной женщины). Китайские организации, предлагающие прийти к женщине на дом, чтобы взять у нее анализы, берут кровь, упаковывают образец в сухой лед, а затем отправляют его через границу в Гонконг и прочие места, где в больницах проводятся анализы. Комиссия обещает сурово наказывать тех, кто занимается этим делом. Но этого явно недостаточно для решения возникшей проблемы, и украинские невесты здесь вряд ли сильно помогут.