Бронислав Коморовский (Bronisław Komorowski) хотел бы пригласить глав государств Европейского Союза 8 мая на Вестерплатте. Идея была бы хороша, если бы не только европейские политики, но и представители всех народов, которые принимали участие во Второй мировой войне, встретились в день, когда Запад отмечает 70-летие капитуляции гитлеровской Германии, на Вестерплатте, там, где она начиналась, а потом 9 мая все вместе поехали на торжества в Москве. Там празднуют (в этот раз с большим размахом) на день позже, потому что, когда война закончилась, в столице СССР было уже за полночь.
Но так сделать не получится. Владимир Путин не приедет в Гданьск, а отправляться к нему на парад армии, которая только что аннексировала Крым и продолжает воевать на востоке Украины, не стоит. Ведь Кремль 9 мая собирается показать, что Россия, как когда-то практически в одиночку спасла мир от Гитлера, так и сейчас защищает цивилизацию от фашизма, процветающего на Украине и плодящегося в Европе.
Президент Путин уже показал свои намерения, когда во вторник по случаю 70-й годовщины освобождения концлагеря Аушвиц говорил в Еврейском музее и центре толерантности об украинцах исключительно как о «бандеровцах», «коллаборационистах» и «приспешниках Гитлера». Он не способен подняться над ненавистью и высказать ту очевидную правду, что среди воевавших с Германией красноармейцев были в том числе и украинцы.
Ехать в Москву, чтобы на Красной площади спокойно выслушивать нечто подобное, не годится. Но дело тут непростое. Оно было бы таковым, если бы День Победы, как называют в России 9 мая, был лишь пропагандистским мероприятием, организуемым Путиным с его коллегами и служащим исключительно их целям.
Но простые россияне считают 9 мая днем, близким их сердцу, «праздником со слезами на глазах». Легенда великой военной трагедии, огромных жертв и ошеломительной победы служит здесь чем-то вроде мирской религии. Конечно, ее подпитывает пропаганда, но и без официальной агитации народ искренне верит в свою освободительную миссию. Простого россиянина глубоко оскорбит отсутствие мировых лидеров на Красной площади. А торжественные мероприятия на Вестерплатте пропаганда уже изобретательно представляет, как попытку украсть Победу.
И с этим ничего не поделаешь. Российский народ отделен сейчас от Запада непроницаемым забором лжи. Нужно держать в уме, что каждый наш жест, каждое слово попадают к россиянам искаженными кривыми зеркалами обмана и ненависти.
Несмотря на это следует обратиться к россиянам напрямую, объяснить им, что мы не забываем о жертвах и заслугах их предков. Президент Коморовский мог бы воспользоваться такой возможностью как раз на Вестерплатте. Осудить там сталинский режим и воздать дань памяти бойцам Красной армии, которые проливали кровь в борьбе с фашизмом. Вспомнить о таких солдатах, как Александр Солженицын, Булат Окуджава, Виктор Некрасов или о генерале Петре Григоренко — украинце, который стал после войны отважным диссидентом. И еще непременно о том, кого соотечественники называют символически «Алешей» — простом парне, безымянном солдате, который нес на своих плечах бремя войны. Это будет протянутая россиянам рука. Стоит помнить, что Россия — это не только Путин: его не будет, а она останется.