На стыке границ Турции, Греции и Болгарии разворачивается страшная игра в кошки-мышки между властями и стремящимися пробраться в Европу мигрантами. Многие из них говорят, что их завернули обратно (причем в некоторых случаях весьма жестко) с пренебрежением к международному праву.
Оказавшись на территории Турции, вы всего через несколько минут столкнетесь нос к носу с сирийскими семьями, которые направляются к пропускному пункту на болгарской границе. Однако турецкие пограничники не пустят их в Европейский Союз из-за отсутствия шенгенской визы. «Но откуда нам взять шенгенскую визу? В Сирии сейчас война!» — восклицает Хасан, с которым мы пересеклись в ноябре прошлого года на дороге у пограничного поста в Хамзабейли.
Для 19-летнего курда, которому пришлось бежать из Алеппо, эта попытка попасть в Европу стала уже восьмой по счету. Другие, нелегальные способы иногда приводили к силовому выдворению обратно через европейскую границу. Что, кстати говоря, противоречит закону, так как по Женевской конвенции 1951 года любой претендент на статус беженца, даже если он попал в ЕС без необходимых бумаг, должен получить возможность объяснить нависшую над ним опасность и подать заявку на предоставление убежища.
Во время первой попытки Хасану и его семье такой возможности не дали, хотя им и удалось попасть на территорию Болгарии.
«Мы два с половиной дня шли через лес, — рассказывает он. — Болгарские пограничники поймали нас ночью. На рассвете они сказали нам: «Возвращайтесь туда, откуда пришли». У нас не было выбора».
За три месяца Хасан и его близкие потратили 2 тысячи евро на попытки проникнуть в Европу, но их каждый раз заворачивали обратно. Лишь очень немногие из столкнувшихся с таким обращением мигрантов подают иск в Европейский суд по правам человека и суд страны, в которую они стремятся попасть. Как считает Радостина Павлова из софийского Центра юридической помощи, это связано с тем, что они «боятся делать фотографии и обращаться в суд. Многие хотят добраться до родственников, которые уже подали прошение об убежище в Болгарии, и для них проще попытаться сделать это заново».
«Пирамида» границ
Те, кому все же удалось подать прошение в Болгарии, решаются рассказать о своих злоключениях. В селе Пастрогор в получасе езды от турецкой границы разместился центр содержания беженцев. Вот, что рассказывает находящаяся там эритрейка-пятидесятница, которой пришлось бежать от преследований в родной стране:
«Когда я оказалась в Греции, полицейские выдворили нас в Болгарию, хотя мы прибыли туда из Турции. Сначала они два дня держали нас в грязной камере, а потом отвезли на машине до границы, и нам пришлось идти несколько часов. (…) Они были готовы меня ударить».
Представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в Софии Борис Чеширков называет «пирамидой» это пересечение турецкой, греческой и болгарской границ у реки Эврос. В Болгарии, от пирамиды до самого Черного моря, мигранты стараются пробраться через «зеленую границу», где нет контрольных пунктов. УВКБ, Хельсинский комитет, «Красный крест» и Human Rights Watch предельно внимательно следят за работой пограничников в этих зонах. Как бы то ни было, они продолжают использовать старые методы, то есть «не дают беженцам попасть в Болгарию, останавливают их и заворачивают обратно», отмечает Борис Чеширков.
В ооновском отчете за 2014 год отмечается множество пробелов в системе приема беженцев в Болгарии:
«В некоторых случаях силовые выдворения привели к разделению семей. У УВКБ имеются сведения о действиях подобного рода в отношении сирийцев, афганцев, суданцев, а также сирийских палестинцев».
Договоренность турок и болгар
Ситуация заметно обострилась после начала реализации плана по сдерживанию мигрантов в ноябре 2013 года. Его приняли в срочном порядке после того, как в Болгарию за 2013 год прибыли 11 618 мигрантов, то есть в 10 раз больше обычного. Центры размещения оказались переполнены, а условия проживания на порядок ухудшились, что особенно важно для беднейшей страны в Европейском Союзе. На турецкую границу отправили от 1,5 до 2 тысяч полицейских при содействии Frontex. Как легко догадаться, число нелегально проникающих в страну беженцев резко пошло на спад. По мнению правозащитных организаций, это означает, что тех попросту заворачивают назад.
Так, в вышедшем в апреле 2014 года отчете Human Rights Watch говорится о 44 случаях силового выдворения за границу. Позднее правозащитники говорили об аналогичных происшествиях и за сентябрь 2014 года. Директор регионального управления пограничников Стоян Стоянов категорически не согласен с подобного рода утверждениями. В частности он заверил нас в проведении тщательного расследования всех этих случаев. «Задача находящихся там наших офицеров в том, чтобы поставить в известность турецкую армию в том случае, если они видят мигрантов с турецкой стороны. Те, кому требуется международная защита, всегда могут пойти на пропускной пункт», — заявил он, стоя у 33-километровой стены из колючей проволоки, которая выросла у границы с Турцией в июле 2014 года.
В болгарском Министерстве внутренних дел сообщают, что за 2014 год не дали проникнуть на территорию страны 15 тысяч мигрантов. А если верить болгарскому сайту Novinite, около 4 тысяч человек были остановлены на границе турецкими властями по просьбе болгарских пограничников. Как бы то ни было, найти вещественные подтверждения подобных случаев весьма непросто, и правозащитники размышляют о других методах работы, которые имеются на вооружении и властей.
Несмотря на план сдерживания, число прибывающих в Болгарию мигрантов резко возросло с сентября 2014 года из-за нового обострения конфликтов на Ближнем Востоке. Реакция болгарского правительства не заставила себя долго ждать: оно намеревается расширить стену из колючей проволоки вдоль турецкой границы до 82 километров.
Критика греческих властей
Болгария — не единственная страна Европейского Союза, где практикуются подобные методы, которые абсолютно явно идут вразрез с международным и европейским правом. Греческие власти реагируют на ситуацию с мигрантами точно таким же образом и даже возвели стену из колючей проволоки в районе реки Эврос (всего в нескольких десятках километров от болгарской стены). Они регулярно навлекают на себя критику правозащитных организаций за то, что выдворяют мигрантов обратно через турецкую границу.
Некоторые из встреченных нами в Болгарии и Турции мигрантов рассказывают, как их силой выдворили из Греции на территорию Турции, даже не позволив зарегистрировать свои заявления. «Если болгары, греки и турецкие солдаты будут поступать так со всеми, кто подходит к границе, никто не сможет получить убежище в Европе», — вздыхает молодой сириец Хасан, который вынужден ждать новой возможности в Стамбуле. «Миграционное давление не освобождает Грецию от ее обязанностей», — напоминает специалист по Греции из Human Rights Watch Ева Коссе.
В ночь с 19 на 20 января 11 мигрантов (в том числе восемь детей) погибли в кораблекрушении в Эгейском море неподалеку от греческого острова Фармакониси всего в нескольких километрах от побережья Турции. Выжившие обвинили греческих пограничников в том, что те пытались выдворить их в турецкие территориальные воды. Под давлением правозащитных организаций и международной прессы было начато расследование, но его закрыли в июле 2014 года по решению греческого прокурора. Комиссар ЕС по правам человека Нил Муйжниекс едко отозвался об этом в Facebook: «Сегодня я вижу, что серьезные нарушения прав человека могут остаться безнаказанными. Но это было бы страшной ошибкой. Греческим властям нужно приложить больше усилий, чтобы найти ответственных за эту трагедию».
В декабре 2014 года «Врачи без границ» отметили следующее: «Пациенты рассказывали «Врачам без границ», что их выпроваживали в Турцию, хотя они даже успели добраться до греческого побережья».
В апреле сотрудники Amnesty International собрали 68 свидетельств силового выдворения в Турцию в районе реки Эврос и у островов в Эгейском море. «В Греции такие действия не носят систематический характер, но случаются часто. Мигрантов выдворяют в турецкие территориальные воды», — объясняет нам директор греческого отделения Amnesty International Гиоргос Космопулос.
По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев и Human Rights Watch, в 2013 году число беженцев в Греции возросло на 223%. А в 2014 году резко пошло вверх количество сирийских беженцев: 31 тысяча человек против 8,5 тысяч годом ранее. Это вынуждает греческие власти ограничивать число попадающих в страну людей, пусть даже и нелегальными средствами. В любом случае все это не может служить оправданием, потому что хотя в Европу и прибывает куда больше беженцев, чем раньше, в приграничных с конфликтными зонами странах ситуация на порядок сложнее. По данным Европейской комиссии, с начала войны в Сирии в 2011 году в 28 странах-членах ЕС было подано в общей сложности 185 тысяч прошений о представлении убежища со стороны сирийских беженцев, тогда как Турция, по информации на сентябрь прошлого года, разместила у себя почти 850 тысяч человек, а Ливан — 1,1 миллиона (а это больше четверти его населения!). «Не стоит забывать, что 86% беженцев в мире находятся в развивающихся странах», — отметил в начале января интервью le Temps верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш.
Нарушение международного права
Греция, Болгария, Испания и все остальные страны Европейского Союза обязаны соблюдать подписанную ими Женевскую конвенцию 1951 года, которая запрещает выдворять с территории страны тех, кто подал прошение об убежище. В статье 33 конвенции отмечается, что «договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».
Точно такой же принцип закреплен и в европейском законодательстве и в частности в статье 18 Хартии Европейского Союза об основных правах. «Общеевропейская система убежища опирается полное и неукоснительное следование женевской конвенции, а также гарантию того, что человека не отправят туда, где ему могут грозить преследования», — отмечает лондонский адвокат и специалист по иммиграции из фонда Open Society Саймон Кокс. «Государства-члены обязаны соблюдать принцип невыдворения», — подчеркивает источник в Европейской Комиссии.
В то же время испанская газета El Pais записала в ноябре 2013 года разговор двух полицейских из испанских полуанклавов Сеута и Мелилья на севере Марокко. Как выяснилось, эти два офицера договорились о том, чтобы выдворить в Марокко перебравшуюся за несколько часов до того через стену Мелильи группу мигрантов. На фоне роста числа незаконных проникновений в анклав в прошлом году (с 3 тысяч в 2013 году до 4,7 тысячи к ноябрю 2014 года) находящаяся у власти в Испании Народная партия внесла в октябре поправку о высылке людей обратно в Марокко.
Если она будет утверждена, Испания станет первой в Европейском Союзе страной, которая сделает выдворение мигрантов законным.